МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический совет
заместитель директора
по УВР
директор
Протокол № 1 от «28»
августа 2025 г.
Омельяненко Л.А.
от «27» августа 2025 г.
МБОУ СОШ №16
Кузьмина Н.А.
Приказ № 171 от «29»
августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8804304)
учебного предмета «Физическая культура» (Вариант 2)
для обучающихся 1 класса
Новошахтинск 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности
современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической
культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества,
условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей
обучающихся, педагогических работников на обновление содержания
образовательного процесса, внедрение в его практику современных
подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное
значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие
их физической, психической и социальной природы, содействует
укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию
памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное
вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой
и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального
общего образования является формирование у обучающихся основ здорового
образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении
разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение
данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление
и сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов
самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение
физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура»
заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного
физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения
физическим упражнениям разной функциональной направленности.
Существенным достижением такой ориентации является постепенное
вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими
знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными
играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения
физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений
за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в
приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и
спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической
культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В
процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные
навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и
учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по
физической культуре для начального общего образования являются базовые
положения
личностно-деятельностного
подхода,
ориентирующие
педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся.
Достижение целостного развития становится возможным благодаря
освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей
собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура».
Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие
психической и социальной природы обучающихся. Как и любая
деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и
мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и
подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру
программы
по
физической
культуре
в
раздел
«Физическое
совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит
удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном
участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм
соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание
модуля
«Прикладно-ориентированная
физическая
культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут
использоваться образовательными организациями исходя из интересов
обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой
материально-технической базы, квалификации педагогического состава.
Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для
модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в
него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и
развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и
современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам
обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные
для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы
самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые
результаты
включают
в
себя
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися
достигается посредством современных научно обоснованных инновационных
средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных
технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне
начального общего образования составляет – 99 часов: в 1 классе – 99 часов
(3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие «физическая
культура»
как
занятия физическими
упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и
физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями
животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур.
Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические
упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды
для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы,
положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и
две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в
колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения
ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической
скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на
спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в
положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами,
прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с
места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и
подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре
на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
• становление ценностного отношения к истории и развитию
физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой
деятельностью и укреплением здоровья человека;
• формирование нравственно-этических норм поведения и правил
межличностного общения во время подвижных игр и спортивных
соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
• проявление уважительного отношения к соперникам во время
соревновательной деятельности, стремление оказывать первую
помощь при травмах и ушибах;
• уважительное отношение к содержанию национальных подвижных
игр, этнокультурным формам и видам соревновательной
деятельности;
• стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил
здорового образа жизни;
• проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей
физического развития и физической подготовленности, влияния
занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального
общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы
следующие универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
• находить общие и отличительные признаки в передвижениях
человека и животных;
• устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и
физическими упражнениями из современных видов спорта;
• сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между
ними общие и отличительные признаки;
• выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить
возможные причины её нарушений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их
исходные положения;
• высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической
культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на
укрепление здоровья;
• управлять эмоциями во время занятий физической культурой и
проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и
положительно относиться к замечаниям других обучающихся и
учителя;
• обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать
объективность определения победителей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
комплексы физкультминуток, утренней зарядки,
• выполнять
упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки;
• выполнять учебные задания по обучению новым физическим
упражнениям и развитию физических качеств;
• проявлять уважительное отношение к участникам совместной
игровой и соревновательной деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих
предметных результатов по отдельным темам программы по физической
культуре:
• приводить примеры основных дневных дел и их распределение в
индивидуальном режиме дня;
• соблюдать правила поведения на уроках физической культурой,
приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий;
• выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток;
• анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать
упражнения по профилактике её нарушения;
• демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две
и в колонну по одному, выполнять ходьбу и бег с равномерной и
изменяющейся скоростью передвижения;
• демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим
шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в
длину толчком двумя ногами;
• играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2
2
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Режим дня школьника
Итого по разделу
1
1
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1
Гигиена человека
1
1.2
Осанка человека
1
1.3
Утренняя зарядка и физкультминутки в
режиме дня школьника
1
Итого по разделу
3
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1
Гимнастика с основами акробатики
18
2.2
Легкая атлетика
30
2.3
Подвижные и спортивные игры
19
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Итого по разделу
67
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура
3.1
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО
26
Итого по разделу
23
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
99
0
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Что такое физическая культура
1
2
Современные физические упражнения
1
3
Режим дня и правила его составления
и соблюдения
1
4
Личная гигиена и гигиенические
процедуры
1
5
Осанка человека. Упражнения для
осанки
1
6
Комплексы утренней зарядки и
физкультминуток в режиме дня
школьника
1
7
Правила поведения на уроках
физической культуры
1
8
Понятие гимнастики и спортивной
гимнастики
1
9
Исходные положения в физических
упражнениях
1
10
Учимся гимнастическим упражнениям
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
02.09.2025
04.09.2025
05.09.2025
09.09.2025
11.09.2025
12.09.2025
16.09.2025
18.09.2025
19.09.2025
23.09.2025
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
11
Стилизованные способы
передвижения ходьбой и бегом
1
12
Акробатические упражнения,
основные техники
1
13
Акробатические упражнения,
основные техники
1
14
Строевые упражнения и
организующие команды на уроках
физической культуры
1
15
Способы построения и повороты стоя
на месте
1
16
Стилизованные передвижения
(гимнастический шаг, бег)
1
17
Гимнастические упражнения с мячом
1
18
Гимнастические упражнения со
скакалкой
1
19
Гимнастические упражнения в
прыжках
1
20
Подъем туловища из положения лежа
на спине и животе
1
21
Подъем ног из положения лежа на
животе
1
22
Сгибание рук в положении упор лежа
1
23
Разучивание прыжков в группировке
1
24
Прыжки в упоре на руках, толчком
1
25.09.2025
26.09.2025
30.09.2025
02.10.2025
03.10.2025
07.10.2025
09.10.2025
10.10.2025
14.10.2025
16.10.2025
17.10.2025
21.10.2025
23.10.2025
двумя ногами
24.10.2025
25
Чем отличается ходьба от бега
1
26
Чем отличается ходьба от бега
1
27
Упражнения в передвижении с
равномерной скоростью
1
28
Упражнения в передвижении с
равномерной скоростью
1
29
Упражнения в передвижении с
равномерной скоростью
1
30
Упражнения в передвижении с
изменением скорости
1
31
Упражнения в передвижении с
изменением скорости
1
32
Упражнения в передвижении с
изменением скорости
1
33
Обучение равномерному бегу
1
34
Обучение равномерному бегу
1
35
Обучение равномерному бегу
1
36
Правила выполнения прыжка в длину
с места
1
37
Правила выполнения прыжка в длину
с места
1
38
Правила выполнения прыжка в длину
1
06.11.2025
07.11.2025
11.11.2025
13.11.2025
14.11.2025
18.11.2025
20.11.2025
21.11.2025
25.11.2025
27.11.2025
28.11.2025
02.12.2025
04.12.2025
с места
05.12.2025
39
Приземление после спрыгивания с
горки матов
1
40
Приземление после спрыгивания с
горки матов
1
41
Разучивание техники выполнения
прыжка в длину и в высоту с прямого
разбега
1
42
Разучивание техники выполнения
прыжка в длину
1
43
Разучивание техники выполнения
прыжка в высоту с прямого разбега
1
44
Обучение равномерному бегу
1
45
Обучение равномерному бегу в
колонне по одному с невысокой
скоростью
1
46
Обучение равномерному бегу в
колонне по одному с невысокой
скоростью
1
47
Обучение равномерному бегу в
колонне по одному с разной скоростью
передвижения
1
48
Обучение равномерному бегу в
колонне по одному с разной скоростью
передвижения
1
49
Обучение равномерному бегу в
колонне по одному в чередовании с
1
09.12.2025
11.12.2025
12.12.2025
16.12.2025
18.12.2025
19.12.2025
23.12.2025
25.12.2025
26.12.2025
30.12.2025
13.01.2026
равномерной ходьбой
50
Разучивание одновременного
отталкивания двумя ногами
1
51
Обучение прыжку в длину с места в
полной координации
1
52
Разучивание фазы приземления из
прыжка
1
53
Разучивание фазы разбега и
отталкивания в прыжке
1
54
Разучивание выполнения прыжка в
длину с места
1
55
Считалки для подвижных игр
1
56
Разучивание игровых действий и
правил подвижных игр
1
57
Разучивание игровых действий и
правил подвижных игр
1
58
Обучение способам организации
игровых площадок
1
59
Обучение способам организации
игровых площадок
1
60
Самостоятельная организация и
проведение подвижных игр
1
61
Самостоятельная организация и
проведение подвижных игр
1
62
Разучивание подвижной игры
«Охотники и утки»
1
63
Разучивание подвижной игры
1
15.01.2026
16.01.2026
20.01.2026
22.01.2026
23.01.2026
27.01.2026
29.01.2026
30.01.2026
03.02.2026
05.02.2026
06.02.2026
10.02.2026
12.02.2026
«Охотники и утки»
13.02.2026
64
Разучивание подвижной игры «Не
попади в болото»
1
65
Разучивание подвижной игры «Не
попади в болото»
1
66
Разучивание подвижной игры «Не
оступись»
1
67
Разучивание подвижной игры «Не
оступись»
1
68
Разучивание подвижной игры «Кто
больше соберет яблок»
1
69
Разучивание подвижной игры «Кто
больше соберет яблок»
1
70
Разучивание подвижной игры «Бросьпоймай»
1
71
Разучивание подвижной игры «Бросьпоймай»
1
72
Разучивание подвижной игры
«Пингвины с мячом»
1
73
Разучивание подвижной игры
«Пингвины с мячом»
1
74
ГТО – что это такое? История ГТО.
Спортивные нормативы
1
75
Основные правила, ТБ на уроках,
особенности проведения испытаний
(тестов) ВФСК ГТО
1
76
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
1
24.02.2026
26.02.2026
27.02.2026
03.03.2026
05.03.2026
06.03.2026
10.03.2026
12.03.2026
13.03.2026
17.03.2026
19.03.2026
20.03.2026
24.03.2026
ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные
игры
77
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Бег на 10м и 30м. Подвижные
игры
1
78
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Подвижные игры
1
79
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Подвижные игры
1
80
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Подвижные игры
1
81
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Ходьба на лыжах. Подвижные
игры
1
82
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Плавание. Подвижные игры
1
83
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Плавание. Подвижные игры
1
84
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные
1
26.03.2026
27.03.2026
07.04.2026
09.04.2026
10.04.2026
14.04.2026
16.04.2026
17.04.2026
игры
85
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. 6-ти минутный бег. Подвижные
игры
1
86
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Бросок набивного мяча.
Подвижные игры
1
87
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Бросок набивного мяча.
Подвижные игры
1
88
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Поднимание туловища из
положения лежа на спине. Подвижные
игры
1
89
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Поднимание туловища из
положения лежа на спине. Подвижные
игры
1
90
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами. Подвижные игры
1
91
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
1
21.04.2026
23.04.2026
24.04.2026
28.04.2026
30.04.2026
05.05.2026
07.05.2026
ГТО. Прыжок в длину с места толчком
двумя ногами. Подвижные игры
92
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье.
Подвижные игры
1
93
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье.
Подвижные игры
1
94
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Метание теннисного мяча в цель.
Подвижные игры
1
95
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Метание теннисного мяча в цель.
Подвижные игры
1
96
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Челночный бег 3*10м.
Подвижные игры
1
97
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Бег на 10м и 30м.
1
98
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
1
08.05.2026
12.05.2026
14.05.2026
15.05.2026
19.05.2026
21.05.2026
22.05.2026
ГТО. Бег на 10м и 30м.
99
Освоение правил и техники
выполнения норматива комплекса
ГТО. Наклон вперед из положения
стоя на гимнастической скамье.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
99
26.05.2026
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Матвеев А.П., Физическая культура, 1 – й класс, учебник, Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Матвеев А.П., Физическая культура, 1 – й класс, учебник, Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/9/1/
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
https://www.gto.ru/norms
https://uchi.ru/?
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)