МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управления образования Администрации г.Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический Совет
Зам. директора по УВР
Директор
Протокол №1 от
«28» августа 2025 г.
Омельяненко Л.А. МБОУ СОШ № 16
«27» августа 2025 г.
Кузьмина Н.А.
Приказ №171
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по ПДД
«Веселый пешеход»
начального общего образования, 1-4 класс
количество часов в неделю – 1
Учитель – Щуркина Е.А.
Программа разработана на основе
программы «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника.
Составители Е.А. Козловская, С.А. Козловский – Москва: Издательский Дом Третий Рим,
2002.
г.Новошахтинск , 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №
273-ФЗ
-учебного плана МБОУ СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №
16 города Новошахтинска .
Рабочая программа кружка «Веселый пешеход» разработана для занятий с учащимися 1 4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС
начального общего образования второго поколения, на основе программы факультатива
«Я - пешеход и пассажир» автора Н.Ф. Виноградовой.
Отличительные особенности программы
Программа построена с учетом следующих принципов:
— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей
познавательной деятельности детей 6–10 лет;
— личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений,
мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных
потребностей ребенка данного возраста;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет
последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно
углубляя и усложняя их;
—
деятельностная
основа
процесса
обучения,
его
практико-ориентированная
направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоциональнонаглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний— перечень необходимых для усвоения младшим
школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого
обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для
развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных
ситуаций.
Ориентирование в понятиях— номенклатура основных понятий, которые
младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных
учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожнотранспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП
участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма
показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного
движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной
среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий
нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд
проблем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подростков,
которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Если взрослый может
контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Основной
причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном
месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное
происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы;
ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его
на всю жизнь.
Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного
травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к
Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого
культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового
регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины,
ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех
требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного
движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Основные идеи программы:
личностно
–
ориентированный
педагогическими
средствами
подход
к
естественного,
каждому
ребенку
свободного
–
обеспечение
процесса
становления
личности;
общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
гуманизация
отношений
«педагог – ребенок»
-
это гуманное (человеческое)
отношение к ребенку, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он
есть, а не пытаться его «подогнать», переделать, это партнерские отношения между
педагогом и детьми;
активное взаимодействие образовательных учреждений с ГИБДД;
холизм – каждый ребенок должен видеть и знать свою вовлеченность в круговорот
материальных процессов, в ход природной и человеческой истории, оставаясь при этом
активной творческой индивидуальностью.
Основные принципы программы:
преемственности - построение образовательного процесса таким образом, чтобы
каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенное ранее;
комплексности, системности и последовательности - построение образовательного
процесса таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами
воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками
опиралось на то, что уже освоено;
сознательности
-
заинтересованность,
а
не
механическое
усвоение
детьми
необходимых знаний и умений;
наглядности - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных
средств наглядного представления дорожной обстановки;
единства воспитания и обучения – на всех этапах обучения воспитание у детей
культуры поведения на улицах и дорогах, в общественных местах и транспорте;
непрерывности - определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием
культуры поведения на дорогах, предполагает организацию обучения на всех этапах
начального и основного образования;
социализации – выстраивание педагогически целесообразных партнѐрских отношений с
другими субъектами социализации: семьѐй, общественными организациями.
Цель программы: формирование осознанного безопасного поведения детей в реальных
дорожных условиях через изучение правил дорожного движения и их отработку на уровне
привычки.
Задачи:
обучить правилам поведения на дороге, необходимым для безопасного движения в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира;
способствовать овладению умениями распознавать дорожные «ловушки» и ситуации,
возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности;
воспитывать
правопослушность,
сознательное
отношение
к
соблюдению
мер
безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке
возможных опасностей,
развивать внимание, наблюдательность, активность.
Планируемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение ребенком социальных знаний о
культурном и безопасном поведении на дороге, первичного понимания социальной
реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение ребенком опыта переживания и
позитивного отношения к необходимости соблюдения правил дорожного движения,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне
группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно
в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить
(или отвергает).
Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного
общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим
ребятам, родителям и другим участникам дорожного движения, участие в коллективных
проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии,
действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других,
зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком.
Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения
дорожно-транспортных происшествий.
Предметные результаты
Должны знать:
правила поведения пешеходов на тротуаре при движении в группе,
особенности движения пешеходов и водителей в различное время суток, места, где
можно ездить на самокатных средствах,
правила поведения в маршрутном транспорте, на остановках, при посадке в
транспорт и выходе из него,
опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемых и
нерегулируемых перекрестках,
опасности на дороге при движении из дома в школу, магазин и т.п..
Должны уметь:
пользоваться общественным транспортом,
правильно оценивать дорожную обстановку в месте перехода и безопасно
переходить дорогу.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия
Регулятивные:
оценивать и осознавать то, что уже усвоено при обыгрывании дорожных ситуаций
на разметке (в школе, в кабинете, на макете и т.п.) и при выходе на улицу.
Познавательные:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
извлекать необходимую информацию из материалов ГАИ и других
информационных источников.
Коммуникативные:
задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные результаты
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи.
Место предмета в учебном плане школы
Программа рассчитана на 4 года обучения для детей в возрасте 9 – 10 лет. Объем
программы 34 часа в год. Согласно календарному
плану МБОУ СОШ №16 на 2025-
2026 учебный год программа будет пройдена:
в 1 классе за 32 ч. (выпадает 1 день дополнительных каникул 16.02.2026г. и
выходной праздничный день 09.03.2026г. Программа будет пройдена за счет уплотнения
материала.); во 2 -3 классах за 34 ч., в 4 классе за 33ч.( выходной праздничный день
09.03.2026г., программа будет полностью реализована за счет уплотнения материала)
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень
разнообразны:
тематические занятия
практические занятия
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед.
Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого
соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного
происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог
использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и
глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного
движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто
постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий:
1. Словесные: устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного
происшествия;
2. Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного
движения;
3. Практические: практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия,
конкурсы, соревнования и викторины.
Общая характеристика предмета
1 класс (32ч.)
Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация).
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира
(близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Форма и цвет знаков дорожного
движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с
красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма
запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде
запрещено». Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от
дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный,
воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники
дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности
поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила
движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии
тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки
дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная
дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место
остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение,
внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила
перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и
транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с
ними.
Ты — пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не
задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочной деятельности по ПДД «Веселый пешеход» 1 класс (32 ч.)
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Теория
Дата
Практика
1
На чѐм люди ездят.
1
01.09.
2
1
08.09.
3
Близко – далеко, быстро – медленно
.
Чему нас учат правила дорожного движения.
1
15.09.
4
Мы идѐм по улице.
5
6
Какие бывают дороги.
Где мы будем играть?
1
1
29.09
06.10.
7
Дорога за городом.
1
13.10.
8-9
Светофоры.
1
10
Дорожные знаки.
1
11
Нас увидят в сумерках.
12
Мы переходим улицу (повторение).
13
Перекрѐсток.
14
Сигналы машин.
1
15.12.
15
Остановка транспорта.
1
22.12.
16
Мы – пассажиры.
1
29.12
17
Мы едем на дачу.
18
Опасные ситуации.
1
20
Проверим себя.
1
24.11.
01.12.
1
1
1
08.12
12.01.
19.01
1
1
20.10.
10.11
17.11.
1
Несчастный случай.
19
1
22.09.
26.01
02.02
21
О транспорте.
1
09.02
22
Дорога. Дорожная разметка
1
02.03
23
Части дороги.
1
16.03
24
Дорожные знаки.
1
23.03.
25
Внимание! Опасность! Зачетное занятие
1
06.04
26
Мы здесь живѐм.
27
Будем уважать людей!
1
20.04.
28
Мы – пешеходы.
1
27.04.
29-30
Мы покупаем велосипед
1
04.05.
11.05
31-32
Перекрѐсток. Регулировщик.
Мы – пассажиры
2
18.05
25.05.
1
13.04
Содержание программы «Веселый пешеход» 2 класс ( 34 ч.)
Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.
Наш город и его транспорт. Загадки,исторический материал, презентация «Специальные
автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…»,
исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним и
двусторонним движением), ролевая игра.
Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди
ошибку»,работа в группах.
Дорога в школу. Работа с планом местности ,стихотворение С.Михалкова «Движеньем
полон город», беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы),разбор и
анализ конкретных ситуаций.
Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом),
индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нѐм), разбор и анализ
работ.
Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический
материал,дорожные ситуации, практическая работа.
Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки
из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе,видеовопросы от
старших).
Наши верные друзья на улицах и дорогах. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным
перекрѐстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова
« На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для
автомобилей и для пешеходов)
Сигналы регулирования дорожного движения. Кроссворд, блиц-опрос, беседа,
презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрѐстке».
Игра «Регулировщик». Загадки, сюжетно-ролевая игра, презентация.
Дорожные знаки. Исторический материал,беседа, презентация, самостоятельная работа
(рисование знака «Осторожно дети»)
Запрещающие знаки.Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные
знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нѐм, что запомнили).
Предупреждающие знаки.Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,
презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о нѐм, что запомнили)
Знаки особого предписания и знаки сервиса.Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко
«Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак по выбору, рассказать о
нѐм, что запомнили)
Опасные ситуации на дорогах. Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные
ситуации»), игра «Узнай дорожный знак», ролевая игра.
Игра «Знай правила дорожного движения как таблицу умножения». Разминка,
викторина ―Зелѐный знак‖, игра ―Три огонька светофора‖,игра ―Разрешается –
запрещается‖, конкурс – капитанов ―Эстафета водителей‖,игра ―Перекрѐсток загадок‖,
игра ―Собери знаки‖, игра ―Весѐлый светофор‖, игра ―Велосипедист‖, подведение итогов,
награждение.
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Стихи Г.Титова «Глупый
утѐнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Беседа, стихи, анализ
конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.
Мы- пассажиры. Беседа, презентация, стихи, анализ ситуаций, работа в группах.
Ролевая игра «Транспорт и правила поведения в нѐм». Разминка, инсценировка
ситуаций, презентация, ребусы, игра «кто больше знает правил ПДД?»
Будь внимательным и осторожным. Доскажи словечко, викторина, загадки,
презентация, игра «Домино».
Клуб внимательных пешеходов. Беседа, игра «вставь нужное слово», стихи, ребусы,
игра «Домино» (дорожные знаки)», инсценировка, презентация.
Про разметку на дороге. Блиц – опрос, презентация, беседа, инсценировка, ролевая игра.
Перекрѐсток. Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
Маленькие секреты транспорта. Ролевая игра, анализ ситуаций, презентация, работа в
группах (придумай правило)
Дорожный этикет. Беседа, презентация, разбор ситуаций, инсценировка, ролевая игра.
Тест по ПДД. Тест, презентация, загадки.
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Стихи, инсценировка,
викторина, загадки, шарады.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности по ПДД «Веселый пешеход» 2 класс (34ч.)
№
п/п
Тема
Всего
часов
Дано
По плану
1
Улица полна неожиданностей.
1
02.09.
2
Наш город и его транспорт
1
09.09.
3
Где и как переходить дорогу
1
16.09.
4
Дорога в школу
1
23.09.
5
Наша улица, наш район.
1
30.09.
6
Как рождаются опасные ситуации на дорогах
1
07.10.
7
Викторина «Угадай»
1
14.10.
8
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
1
21.10.
9
Сигналы регулирования дорожного движения
1
11.11
10-11
Игра «Регулировщик»
2
18.11.
25.11.
12-13
Дорожные знаки.
2
02.12.
09.12
14-15
Запрещающие знаки
2
16.12.
23.12.
16-17
Предупреждающие знаки
2
30.12.
13.01.
18-19
Знаки особого предписания и знаки сервиса
2
20.01
27.01.
20-21
Информационные знаки
2
03.02
10.02.
22-23
Знаки сервиса
2
17.02
24.02
24-25
Предписывающие знаки
2
03.03
10.03
26-27
Опасные ситуации на дорогах
2
17.03
24.03.
28
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.
1
07.04.
29
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.
1
14.04.
30
Ролевая игра «Транспорт и правила поведения в нѐм»
1
21.04
31
1
28.04
32
Будь внимательным и осторожным. Клуб внимательных
пешеходов.
Про разметку на дороге. Перекрѐсток.
1
05.05.
33
Маленькие секреты транспорта
1
12.05.
34
Тест по ПДД . Праздник «Мы знаем правила дорожного
движения»
1
19.05
Содержание программы по ПДД (34 ч.) 3 кл.
Улица полна неожиданностей.
Наш город и его транспорт. Где и как переходить дорогу. Дорога в школу.
Наша улица, наш район. Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Игры и викторины.
Викторина «Угадай». Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Сигналы регулирования дорожного движения. Игра «Регулировщик»
Дорожные знаки.
Запрещающие знаки. Предупреждающие знаки .Знаки особого предписания и знаки
сервиса.
Информационные знаки. Знаки сервиса. Предписывающие знаки.
Опасные
ситуации на дорогах. Знай правила дорожного движения как таблицу умножения
Правила пешеходов.
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. Особенности движения по мокрой
и скользкой дороге. Мы – пассажиры. Ролевая игра «Транспорт и правила поведения в нѐм»
Будь внимательным и осторожным. Клуб внимательных пешеходов.
Дорожная разметка.
Про разметку на дороге. Перекрѐсток. Маленькие секреты транспорта. Тест по ПДД
.Праздник «Мы знаем правила дорожного движения»
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Веселый пешеход» 3 класс (34ч.)
Содержание
№
п/п
Тема занятий
Дата
Кол-во
часов
1
Причины несчастных случаев Примеры дорожно-транспортных 1
и аварий на дорогах.
происшествий с детьми (по
материалам дорожной полиции).
Анализ причин их возникновения.
04.09.
2
Что такое ПДД?
1
11.09.
3
История
появления Рассказ о появлении автомобиля.
автомобиля.
Игра «Колесо истории»
1
18.09.
1
25.09.
5
Практическое
занятие. Правила перехода проезжей части 1
Экскурсия «Перекресток»
на нерегулируемом перекрестке.
Опасные ситуации при переходе
проезжей
части
на
нерегулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки в
микрорайоне школы.
02.10.
6
Игра – викторина «Знай и
1
отвечай.»
Улица.
Дорога.
Тротуар. Рассказ об улице и ее составных 2
Обочина..
частях: проезжая часть, тротуар;
их значение.
Рассказ о дороге и ее составных
частях: проезжая часть, обочина,
кювет.
Пешеходная
и
велосипедная
дорожки.
Мы по улице идем..
Дисциплина
на
дороге. 1
Обязанности
пешеходов
при
движении по тротуару.
Опасности,
подстерегающие
пешехода на тротуаре.
09.10.
4
7-8
9
Дорожная полиция. Цели и задачи,
решаемые дорожной полицией.
Инспектор дорожной полиции, его
работа.
16.10.
23.10.
06.11
Дорога в школу. Практическое Составление маршрута «дом – 1
занятие..
школа – дом» с указанием всех
опасных для пешехода мест на
этом маршруте.
По улицам, дорогам, по Рассказ об улице и ее составных 2
рельсам, под землей…
частях: проезжая часть, тротуар;
их значение.
Рассказ о дороге и ее составных
частях: проезжая часть, обочина,
кювет.
Пешеходная
и
велосипедная
дорожки.
Дорожная разметка.
Дорожная разметка, ее назначение 1
и виды.
13.11.
14-15
Знакомство
города.
11.12.
18.12.
16-17
Как разговаривает улица.
10
11,12
13
с
транспортом Рассказ о
транспорта.
видах
городского 2
20.11.
27.11.
04.12
Значение дорожных знаков для
пешеходов и водителей.
Дорожные знаки: «Велосипедная
дорожка»,
«Движение
на
велосипедах
запрещено».
Таблички.
Азбука дорожных знаков..
Значение дорожных знаков для
пешеходов и водителей.
Дорожные знаки: «Велосипедная
дорожка»,
«Движение
на
велосипедах
запрещено».
Таблички.
Правила перехода проезжей Правила перехода проезжей части
части дороги.
с двусторонним и односторонним
движением.
Опасные ситуации при переходе
проезжей части.
Тормозной путь транспортных Скорость движения и торможение
средств..
автомобиля.
Остановочный
и
тормозной путь.
Особенности движения пешеходов
и водителей в разное время суток.
2
25.12.
15.01.
2
22.01
29.01.
2
19.02
26.02
24-25
Правила езды на велосипеде.
2
05.03
12.03
26-27
Правила поведения в
транспорте.
2
19.03
26.03
18-19
20-21
22-23
Игры и соревнования на
велосипедах с элементами
велофигур
Обязанности пассажиров.
2
05.02
12.02
28
Обязанности пассажиров и
пешеходов.
Правила перехода улицы (дороги)
при движении на остановку и
после выхода из общественного
транспортного средства (автобуса,
трамвая или троллейбуса).
Автобусные и троллейбусные
остановки в микрорайоне школы.
1
09.04.
29
Эстафета «Веселые
пешеходы»
Игра-соревнование по Правилам
дорожного движения
1
16.04.
30
Кто движением управляет?
1
23.04
31
Сигналы светофора и
регулировщика.
Сигналы регулировщика и правила
перехода проезжей части по этим
сигналам.
Назначение светофора. Сигналы
светофора и их значение. Типы
светофоров.
Опасные ситуации при переходе
проезжей части на регулируемом
перекрестке.
Из истории светофора.
Экскурсия на ближайший к школе
регулируемый перекресток.
Места для игр и езды на
самокатных средствах в городе и
за городом.
Опасность игр вблизи
железнодорожных путей.
Где можно играть в микрорайоне
школы и дома.
Игра-соревнование по Правилам
дорожного движения
1
30.04
1
07.05.
1
14.05.
1
21.05
Практика
32
Где можно и где нельзя
играть?
33
Игровое занятие «Знаешь ли
ты?» Тест.
34
Повторение.
Практические занятия.
Выставка рисунков.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (33 ч.)
№
1-2
3.
Тема занятия
Дорожная полиция. Причины
несчастных случаев и аварий на
дорогах. История появления
первого светофора. История
появления первого автомобиля
Безопасность пассажиров.
4.
Проект №1 Безопасность
пешеходов.
5.
Знаем ли мы ПДД
6.
Практическое занятие: Знаем ли мы
ПДД
7.
Проверка знаний правил дорожного
движения.
8.
Основные понятия и термины ПДД.
Содержание
Кол- Дата
во
часов
2
01.09.
08.09.
Интенсивность и скорость
движения транспорта в городе.
Любой движущийся транспорт –
угроза безопасности человека.
Виды транспортных средств:
легковой, грузовой, специальный.
Марки автомобилей. Умение
правильно выбрать безопасную
дорогу в школу, магазин,
библиотеку, на стадион и т.п.
Умение правильно выбрать
безопасную дорогу в школу,
магазин, библиотеку, на стадион и
т.п.
1
1
22.09.
Причины дорожно- транспортных
происшествий с детьми:
невыполнение пешеходами правил
движения, несоблюдение
пассажирами правил поведения в
транспорте,
недисциплинированность на улице
и в транспорте и др. Обсуждение
поведения детей, нарушающих
правила дорожного 1движения.
Настольные игры по ПДД.
Закрепление знаний и
представлений о безопасности
дорожного движения.
Повторение материала по
правилам дорожного движения,
полученных в 1,2,3 классах.
Участник дорожного движения:
пешеход, водитель; остановка,
стоянка, вынужденная остановка,
дорога, проезжая часть, переулок,
тротуар, пешеходная дорожка,
пешеходный переход,
железнодорожный переезд,
1
29.09.
15.09.
1
06.10.
1
13.10.
1
20.10.
9-10
Проект №2
«Понятия и термины ПДД».
Предупредительные сигналы.
11.
12.
13
Правила движения учащихся
группами и в колонне.
Правила перевозки людей в
транспорте (взрослые и дети)
14.
Перевозка учащихся на грузовых
автомобилях.
15.
Нерегулируемые перекрестки.
транспортное средство, велосипед,
жилая зона.
Закрепить полученные понятия.
Подача предупредительных
сигналов световыми указателями
поворотов или рукой. Значение
этих сигналов для водителей и
пешеходов. Сигналы поворотов,
торможения, при буксировке
транспортного средства, при
аварийной остановке. Подача
звуковых сигналов в населенных
пунктах запрещена, кроме тех
случаев, когда надо предотвратить
дорожно- транспортное
происшествие.
Порядок движения учащихся
группами по тротуару, обочине
дороги, пешеходному переходу.
Порядок движения учащихся в
колонне. Правила 1посадки
группы учащихся в транспорт
общего пользования.
2
10.11
17.11.
1
24.11.
1
Как осуществляется перевозка
1
людей в автобусе, легковой,
грузовой автомашине? Количество
перевозимых людей, меры
предосторожности, скорость
движения. Какие существуют
запрещения при перевозке людей?
Особенности перевозки учащихся 1
на грузовых автомобилях.
Оборудование кузова сиденьями,
наличие сопровождающих,
установка на автомобиле
опознавательных знаков
«Перевозка детей». Правила
посадки и высадки учащихся.
Правила поведения учащихся при
перевозке их на грузовых
автомобилях.
Что такое нерегулируемый
1
перекресток? Понятие
«равнозначные» и
«неравнозначные» дороги. Как
ведут себя водители на
нерегулируемых перекрестках?
Какие знаки могут здесь стоять?
Знакомство с группой знаков
01.12
08.12
15.12.
22.12.
16.
Проект № 3 Нерегулируемые
перекрѐстки.
17
Оборудование автомобилей
специальными приборами.
18
Труд водителя.
1920
приоритета.
Закрепить понятия
«нерегулируемый перекрѐсток»,
«равнозначные» и
«неравнозначные» дороги,
повторить знаки на
нерегулируемых перекрѐстках.
1
29.12.
Специальные автомобили:
пожарные, полиции, скорой
медицинской помощи, аварийные.
Оборудование автомобилей
специальной окраской, звуковыми
сигналами и проблесковыми
маячками синего или красного
цвета. Преимущественное право
проезда специальных
автомобилей. Транспортные
средства, оборудованные
проблесковыми маячками
оранжевого или желтого цвета.
Работа водителя – это
напряженный и ответственный
труд. Обязанности водителя по
обеспечению безопасности
движения. Соблюдение ПДД
пешеходами обеспечивает их
личную безопасность и облегчает
работу водителя. Беседа водителя
автомобиля.
1
12.01.
1
19.01
Разбор дорожных ситуаций на
макете.
На макете рассматриваются
дорожные ситуации, в которые
попадают дети. На имитируемых
улицах выставляются различные
дорожные знаки, фигурки
пешеходов и игрушечные
машинки.
2
26.01.
02.02
21
Проект №4 Ситуации на дороге.
Сформировать у учащихся
осознанное представление о
причинах несчастных случаев и
аварий на улицах и дорогах из-за
типичных ошибок, воспитывать
дисциплинированность, развивать
умения, навыки и привычки
безопасного поведения.
1
09.02.
2223
Дорожные знаки.
Дорожные знаки для пешеходов и
велосипедистов.
2
16.02
02.03
24-
Проведение дня безопасности
Проводится конкурс, викторина на
2
16.03
25
дорожного движения в классе.
лучших знатоков правил
дорожного движения.
26.
Практическое
занятие в «Автогородке»
Движение групп учащихся по
проезжей части на самокатах и
велосипедах. Движение учащихся
по тротуарам и пешеходным
переходам. Сигналы
регулировщика.
1
06.04
Основные виды травм и первая
помощь при них.
Основные виды травм и первая
помощь при них.
Поведение пассажиров при
неизбежности ДТП.
.
Практические занятия по
оказанию пострадавшим первой
доврачебной помощи.
1
13.04.
1
20.04.
Поведение участников и
очевидцев дорожнотранспортного происшествия.
Вызов скорой помощи.
Возможность оказания первой
доврачебной помощи.
1
27.04.
30.
Обязанности велосипедистов.
1
04.05
31.
Оценка дорожных ситуаций.
1
11.05
32.
Оценка дорожных ситуаций.
Правила и место пользования
велосипедами. Порядок движения
на улицах и дорогах. Выбор
безопасного пути движения.
Отработка сигналов поворота и
остановки рукой при движении на
велосипеде.
Проблемные дорожные ситуации:
отвлечение внимания, закрытый
обзор, «пустынная улица»,
пешеход стоит на проезжей части
в зоне остановки на
нерегулируемом пешеходном
переходе, на углу перекрѐстка,
возле дома, пешеход идѐт вдоль
проезжей части. Рекомендации по
правилам безопасного поведения.
1
18.05
Игры и соревнования по правилам
безопасного поведения учащихся на
улицах и дорогах.
1
25.05
33.
27.
28.
29.
23.03
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Учащиеся должны знать:
1.
Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса,
обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2.
Что такое остановочный путь, его составляющие.
3.
Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, над-
земный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4.
Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного пере-
хода или перекрестка.
5.
Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегу-
лируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6.
Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части
по этим сигналам.
Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных
7.
средств.
8.
Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9.
Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в
группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через
железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1.
Определять места перехода через проезжую часть.
2.
Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении
взрослого.
3.
Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги,
если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4.
Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
20
5.
Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6.
Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных
средствах.
7.
Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8.
Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9.
Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
21