МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управления образования Администрации г.Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический Совет
Зам.директора по УВР
Директор
Протокол №1 от
«28» августа 2025 г.
Омельяненко Л.А.
«27» августа 2025 г.
МБОУ СОШ № 16
Кузьмина Н.А.
Приказ №171
от «29» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
для 5-9 классов основного общего образования
на 2025-2026 учебный год
Г.Новошахтинск 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 5-9
классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утверждѐнного Приказом Министерства образования и науки
Федерации от 06.10.09 №373
•
Российской
Примерных рабочих
программ
«Семьеведение»
Е.Ф.Купецковой,
Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
•
Учебного плана школы на 2025-2026 учебный год.
Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье
как частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная
часть жизни человека
Задачи:
-способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости понятия «семья»,
необходимости беречь ее;
-способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их
достижения;
-способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и
общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам
семьи;
-развивать навыки терпимости к недостаткам членов семьи;
-раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой семьи;
-определить роль членов семьи;
-способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;
-добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения
основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности
сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;
-познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение
домашнего хозяйства;
-формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
-способствовать формированию культурного поведения в семье;
-познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и помочь
овладеть ими;
-побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их
сохранению, составления родословной своей семьи;
-способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;
-снижение асоциального поведения среди подростков ;
-формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни;
- содействие усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
-способствовать формированию бережного отношения к семейным документам и
семейным реликвиям
-пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью;
- дать основы знаний по практической генеалогии и смежных с ней дисциплин;
-прививать основные умения исследовательской работы;
-научить приемам оформления генеалогической информации, приемам исследования
разных генеалогических источников;
-научить правилам оформления исследовательской работы;
-способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к
семейно-родовой истории;
-развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование
гуманных отношений между детьми и родителями;
- формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепить привязанность к
членам своей семьи;
-научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и
стариках.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики,
морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии,
физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания
здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги,
анкетирование и тестирование, игровое моделирование.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа
жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества,
членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Семьеведение» в 5-9 классах отводится 34 часа в год, из расчѐта 1 час
в неделю. Согласно календарного плана МБОУСОШ №16 курс внеурочной деятельности
«Семьеведение» будет
реализован в 5классе за 33ч. (выпадают праздничные дни
23.02.2026г., , 09.03.2026г.), в 6кл. за 34ч. , в 7кл. за 34ч., в 9 кл. за 33ч. (выпадает
праздничный день 09.05.2026г.) Программа будет пройдена за счет уплотнения материала.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала,
анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами
практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового
моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных
данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование
общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная, графическая,
чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
•
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время
занятий, проверка их исследовательских работ;
•
в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих
творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
•
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные
наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их
родителями.
Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной
программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи,
конкурс сочинений, фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей
семье, к ее истории, гордости за еѐ достижения, за свою семью и предков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
овладение навыкам составления герба семьи;
овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;
овладение приѐмам общения с членами семьи;
-
формирование навыка поиска информации и надлежащим образом еѐ
оформлять;
-
формирование навыка работы в группах;
овладение приѐмам саморегуляции и конструктивного решения
возникающих в семейной жизни проблем;
понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;
понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к
членам семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать своѐ предположение.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-самостоятельно формулировать тему и цели урока.
-оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план,
таблицу, схему, подробно пересказывать небольшие тексты.
-осуществлять анализ и синтез.
-устанавливать причинно-следственные связи.
-строить рассуждения.
-
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания.
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
знание истории своей семьи и своего рода в целом;
знание основных понятий курса;
-
знание системы родства и свойства, термины русского родства;
знание происхождения имен и фамилий;
знание функций и виды семей;
знание признаков счастливой семьи, принципы существования и
сохранения счастливой семьи;
знание навыков культурного поведения в семье;
значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи
в организации труда, правила ведения домашнего хозяйства;
-
знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (33 часа )
1. Семейная родословная (4 ч)
Представление детей о родственных связях, о семейной родословной.
Доброжелательное, уважительное отношение к своим родственникам, стремление
поддерживать добрые семейные отношения.
Семья и здоровый образ жизни (4 ч)
Представление учеников о семье и здоровом образе жизни, об отношениях членов
семьи друг к другу. Интерес к семейным делам. Доброжелательное отношение к членам
семьи и другим людям.
2.
Особенности уклада, строя жизни семьи (4 ч)
Представление о ведении домашнего хозяйства. Планирование и организация
домашних дел, осознанное отношение к своим обязанностям в семье. Уважение к труду
старших.
3.
Незаменимость семьи для человека (4 ч)
Представления учеников о незаменимости семьи для человека, об отношениях
членов семьи друг к другу. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям.
4.
Преемственность поколений (4 ч)
Представление о преемственности поколений. Любовь и уважение к старшим
членам семьи.
5.
Содержание семейного общения (4 ч)
Представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень хорошо
вместе. Любовь и забота о каждом члене семьи.
7. Современная семья глазами ребѐнка. Тест «Идеальная семья» (4 ч)
Представление учащихся о семье с их точки зрения. Знакомство учащихся с
особенностями семей своих одноклассников, семейными ценностями, традициями и
реликвиями каждой семьи в классе.
8.Урок с родителями «Наша семья» (5 ч)
Интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости за
принадлежность к своей семье, школе, малой Родине, России.
6.
Календарно- тематическое планирование 5 кл.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема занятия
Человек живет семьей
Мои родители
Бабушки и дедушки
Братья и сестры
Христианская семья
Наши имена
Генеалогическое древо семьи
Моя семья – часть моего народа (Беседа)
Святость материнства (Устный журнал)
Семейный досуг
Количество Дата
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
10.11
17.11
11
Занятие семьи в свободное время (Коллективное рисование)
1
24.11
12
Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк)
1
01.12
13
14
Семья и здоровье
Роль медицинских работников в создании семьи (выступление
мед. работника)
1
1
08.12
15.12
15
Физическая культура (Разучивание комплекса физических
упражнений)
1
22.12
16
Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на свежем
воздухе)
Семья вместе - и душа на месте (Конкурс рисунков)
Семейные праздники. Изготовление подарков (Практическая
работа)
1
29.12
1
1
12.01
19.01
19
Семейные будни
1
26.01
20
Семейный бюджет
1
02.02
21
Сберегательная книжка
1
09.02
22
Наша дом – наша квартира
1
16.02
23
Дом и уют
1
02.03
24
Кто следит за порядком в доме и создает уют?
1
16.03
25
Как создать уют в своей комнате
1
23.03
26
Составление меню на выходной день для всей семьи (игра)
1
06.04
27
Уход за комнатными растениями
1
13.04
28
Уход за домашними животными (Практическая работа)
1
20.04
29
Особенность уклада, строя жизни семьи
1
27.04
30
Как защитить свой дом (Дискуссии)
1
04.05
31
Интересные случаи в своей семье
1
11.05
32
Праздник семьи
1
18.05
33
Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)
1
25.05
17
18
6 класс (34 часа)
Вводное занятие (3 ч)
Уроки повторения изученного в 5 классе материала
"Моя семья - чудесное место для жизни"»
Итоги проектирования в 5 классе.
Уроки повторения изученного в 5 классе материала Викторина по
семьеведению
Семья как пространство жизнедеятельности (3 ч).
Группы потребностей человека. Основные понятия: жизнедеятельность, потребность,
Наши роли в семье (2 ч.)
Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина.
Основные понятия: семейная роль.
Разговор об этикете (1 ч.)
Придворный
этикет.
Дипломатический этикет.
Воинский этикет.
Общегражданский
этикет.
Правила
общения.
Основные понятия:
этикет, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет,
общегражданский этикет
Семейный этикет (2 ч)
Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи. Основные понятия:
семейный этикет, взаимопонимание.
Добро, зло, терпимость (2 ч)
Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
Основные понятия: добро, зло, терпимость.
Доброта в нас и вокруг нас. (2 ч)
Культурное поведения в семье. Основные понятия: доброта,
сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность. Семья в моей
жизни.
Эти вредные конфликты. (2 ч.)
Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени
конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные. Основные понятия:
конфликт, межличностный конфликт, эмоции.
Как преодолеть конфликт в семье (3 ч)
Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс.
Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через
посредника. Основные понятия: конфликт, консенсус, компромисс, приспособление,
избегание.
Твои права, подросток. Конвенция о правах ребенка. Права школьников (3ч.)
Конвенция о правах ребенка. Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном
положении. Права подростков. Права школьников. Основные понятия: Конвенция о правах
ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права школьников.
Ответственность. (3 ч). Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших
поступков на близких, нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения.
Основные понятия: ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то,
ответственность за кого-то.
Ситуация успеха в твоей жизни (2 ч) Ситуация успеха. Правила создания ситуации
успеха. Основные понятия: успех, ситуация успеха,
Экономика семьи (4 ч.) Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические,
информационные, финансовые. Семейный бюджет. Основные источник и дохода семьи:
фиксированные и переменные. Расходы семьи. Основные понятия: ресурсы семьи,
семейный бюджет, доходы, расходы.
Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)
Календарно- тематическое планирование 6 класс
№
Тема
Содержание
1 -3
Вводное занятие. «Моя
семья - чудесное место для
жизни» (3 ч)
Итоги проектирования в 5 классе
4 -6
7 -8
9
Разговор об этикете (1ч.)
10-11
Семейный этикет
(2 ч)
12-13
14-15
Дата
02.09
Уроки повторения изученного в 5
классе материала
1
Викторина по семьеведению
1
16.09
1
23.09
1
30.09
Основные понятия: жизнедеятельность, 1
потребность,
07.10
Семья как пространство Группы потребностей человека.
жизнедеятельности(3 ч).
Проживание различных эмоционально
значимых жизненных событий
Наши роли в семье(2 ч.)
Колво
часов
1
Семейная роль. Внутрисемейные
отношения.
09.09
1
14.10
Поведение в семье. Качества семьянина. 1
Основные понятия: семейная роль.
21.10
Придворный этикет. Дипломатический этикет.
1
11.11
Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения. Основн
Семейный этикет.
1
18.11
Семейный этикет в разные эпохи. 1
Основные понятия: семейный этикет,
взаимопонимание.
25.11
Добро,зло, терпимость
Добро. Зло. Терпимость.
1
09.12
(2 ч)
Правила, выполнение которых ведет к 1
взаимопониманию. Основные понятия:
добро, зло, терпимость.
16.12
Культурное поведения в семье. Основные 1
понятия: доброта, сочувствие,
сопереживание, помощь, ответственность,
обязательность.
Семья в моей жизни.
1
23.12
Доброта в нас и вокруг нас.
(2 ч)
30.12
16-17
Эти вредные конфликты
(2 ч.)
18-20 Как преодолеть
конфликт в семье (3 ч)
Конфликт.
Конфликт
в
семье.
Твои права, подросток.
Конвенция о правах
ребенка. Права
школьников (3 ч).
13.01
Причины
конфликтов. Ступени
конфликта.
Виды конфликта: конструктивные и
1
неконструктивные. Основные понятия:
конфликт, межличностный
конфликт, эмоции.
Конфликтные ситуации. Сотрудничество. 1
Компромисс.
Приспособление. Избегание.
21-23
1
20.01
27.01
1
03.02
Правила успешного общения в
1
конфликтной ситуации через посредника.
Основные понятия: конфликт, консенсус,
компромисс, приспособление, избегание.
Конвенция о правах ребенка.
1
10.02
Жизненные ситуации, где ребенок
оказывается в трудном положении.
1
24.02
Права подростков. Права школьников.
Основные понятия: Конвенция о правах
ребенка, жизненные ситуации, права
подростков, права школьников.
1
Ответственность.
1
10.03
Положительное и отрицательное влияние
наших поступков на близких, нас самих,
на окружающих.
1
17.03
Последствия ответственного поведения.
Основные понятия: ответственность,
эгоизм, ответственность перед кем- то,
ответственность за кого-то
1
24.03
1
07.04
1
14.04
17.02
03.03
24-26 Ответственность (3 ч.)
27-28 Ситуация успеха в твоей
жизни (2 ч).
Ситуация успеха. Правила создания
ситуации успеха.
Основные
понятия:
ситуация успеха,
успех,
29-32
33-34
Экономика семьи (4 ч.)
Заключительный
урок. Семейное
жизнеустройство (2ч.)
Ресурсы семьи: материальные,
трудовые, энергетические,
информационные, финансовые.
1
21.04
Семейный бюджет. Основные источник
и дохода семьи: фиксированные и
переменные.
1
28.04
Расходы семьи. Основные понятия:
ресурсы семьи, семейный бюджет,
доходы, расходы.
2
05.05
12.05
2
19.05
26.05
7 класс (34 часа)
«Психологический микроклимат семьи» Вводное
занятие. (1ч.)
Уроки повторения изученного в 6 классе материала
«Семья. Этикет. Доброта и терпимость. Конфликты.
Ответственность. успех» (3 ч)
Брак как основа семьи. (2 ч)
Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности
брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной
мотив брака. Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака
от семьи. Основные понятия: брак, семья, любовь
Семья как социальный институт (2 ч.)
Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных еѐ форм. Супружеская
семья и отношения между еѐ членами.
Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи Основные понятия:
семья, социальный институт.
Социально-психологический статус семьи (2 ч.)
Основные понятия: социально-психологический статус, адаптация.
Социально-психологический климат в семье (2 ч.).
Микроклимат семьи, его влияние на детей. Социально-психологический климат в семье и
пути его достижения. Основное понятие: социально-психологический климат
Страна эмоций. Чувства и эмоции, которые мы переживаем (2 ч.) Эмоции и их виды,
чувства и их виды. Основные понятия: эмоции, чувства.
Чувства, которые мы переживаем в семье (3 ч)
Чувства, которые
мы переживаем
в
семье. Способы преодоления
отрицательных чувств в семье. Основное понятие: чувства
Связанная с семьей тревожность (2 ч.)
Признаки тревожности в семье. Основные понятия: тревожность.
Преодоление тревожности в семье (2 ч) Здоровые способы преодоления тревожности в
семье .Основные понятия: способы преодоления тревожности, расслабление
Как перестать беспокоиться (1ч.)
Беспокойство. Проявления беспокойства. Способы его преодоления. Основное понятие:
беспокойство
Как преодолеть страх (1ч.) Страх. Проявления страха и способы его преодоления. Основное
понятие: страх .
Пойми меня (1ч.) Анкетирование обучающихся
На пути к гармонии (1ч.) Основное понятие : гармония.
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других (1ч.)
Основные понятия: индивид, индивидуальность
Мое «Я» (1ч.) Основные понятия: личность, самопознание
Скажи себе: «Сам» (1ч.) Основные понятия: самопознание
Родители и дети (3 ч.)
Виды отношений между людьми. От кого зависят взаимоотношения в семье. Основные
понятия:
сотрудничество,
паритет,
соревнование, конкуренция,
синтагонизм.
Семейное право в России: XXI век (2 ч.) Семейные правоотношения. «Права и
обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации».
Основные понятия: права, обязанности, Семейный кодекс РФ .
Я-ребенок! Я–гражданин! (1 ч.)
Основные понятия: ребенок, гражданин. Конвенция о правах ребенка, права и обязанности
подростков, школьников.
Календарно- тематическое планирование 7 класс
№
Тема
Содержание
Колво
часов
Дата
1
2-4
Вводное занятие
Семья. Этикет. Доброта и
терпимость. Конфликты.
Ответственность. успех
(3 ч)
Цели и задачи курса
Семья. Этикет
Доброта и терпимость
Ответственность. Успех
1
1
1
1
03.09
10.09
17.09
24.09
5 -6
Брак как основа семьи.
(2 ч)
Исторические корни брака.
Понятие брака
Мотивы вступления в брак.
Любовь как основной мотив
брака.
1
01.10
1
08.10
Социальные и
индивидуально-личностные
основы семьи
1
15.10
Понятие традиционной и
современной семьи как
основных еѐ форм.
1
22.10
Социально-психологический
статус семьи
1
05.11
7 -8
9 -10
Семья
как социальный
институт (2 ч.)
Социальнопсихологический
11 -12
13 -14
статус семьи (2 ч.)
Социальнопсихологический
климат в семье (2 ч.).
Страна эмоций. Чувства и
эмоции,
которые
мы
переживаем (2 ч.)
15-17
Чувства,
которые мы
переживаем в семье.
(3 ч)
18 -19
20 -21
Связанная с семьей
тревожность
(2 ч.)
Преодоление тревожности в
семье
(2 ч)
Социальная адаптация семьи
Микроклимат
семьи,
влияние на детей
Социальнопсихологический климат в
семье и пути его достижения
Эмоции и их виды,
Чувства и их виды
Чувства,
которые
переживаем в семье
Анализ ситуаций
Способы преодоления
отрицательных чувств в
семье
Признаки тревожности
1
1его
12.11
19.11
1
26.11
1
1
03.12
10.12
1 мы
17.12
1
1
24.12
14.01
в 1семье 21.01
Основные понятия:
1
тревожность.
Здоровые
способы 1
преодоления тревожности в
семье
Основные понятия: способы 1
преодоления тревожности,
расслабление
28.01
04.02
11.02
22
Как перестать
беспокоиться (1ч.)
Беспокойство.Проявления
беспокойства. Способы его
преодоления
1
18.02
23
Как преодолеть страх (1ч.)
1
25.02
24
Пойми меня (1ч.)
Страх. Проявления страха и
способы его преодоления
Анкетирование учащихся
1
04.03
25
На пути к гармонии (1ч.)
Основное понятие: гармония
1
11.03
26
Основные понятия: индивид,
индивидуальность
1
18.03
27
Привет, ндивидуальность, или
чем я отличаюсь от
других (1ч.)
Мое «Я» (1ч.)
25.03
28
Скажи себе: «Сам» (1ч.)
29 -31
Родители и дети (3 ч.)
Основные понятия: личность, 1
самопознание
Основные
понятия: 1
самопознание
Виды отношений между
1
людьми
От кого
зависят
взаимоотношения в семье
1
08.04
15.04
22.04
32
33
34
Семейное право в России: XXI
век (2 ч.)
Я
ребенок!
гражданин! (1 ч.)
Я
Основные понятия:
сотрудничество,
паритет,
соревнование, конкуренция,
синтагонизм
1
29.04
Семейные правоотношения.
1
06.05
1
1
13.05
20.05
Семейный кодекс РФ
– Конвенция о правах ребенка,
права и обязанности
подростков, школьников.
8 класс
Введение в дисциплину (1 ч)
Постановка целей и задач курса. Выбор тем для проектов
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч)
Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Изучение новых понятий,
обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе
партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)
Анализ объективных и субъективных мотивов расторжения брака для детей и взрослых,
проблем в повторном браке.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе (2 ч)
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения». Понятие семьи, еѐ
происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1 ч)
Изучение понятия «семья», еѐ социальных и индивидуальных функций в современном
обществе.
Структура семьи, еѐ социальные типы и модели (2 ч)
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в
западной и восточной культурах.
Демографическая ситуация в мире (2 ч)
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.
Социально-демографические особенности и тенденции развития института семьи в
Российской Федерации (1 ч)
Анализ
данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения
кризисного положения в институте семьи.
Подготовка к празднованию Дня матери (1 ч)
Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.
Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября)
Семейные отношения как объект права (1 ч) Изучение
Семейного кодекса РФ.
Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)
Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского
состояния.
Права и обязанности родителей и детей (2 ч)
Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей
родителей и детей.
Семейный бюджет (1 ч)
Разработка собственного бюджета семьи, анализ
различных вариантов расходов и
доходов семейного бюджета.
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на
протяжении последних десятилетий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания
ребенка.
Семья как среда общения и воспитания (1 ч)
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина. Типы
воспитания детей родителями (1 ч)
Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора.
Типы семей с негативным воспитательным потенциалом (1 ч)
Анализ
последствий для
детей ошибочных форм воспитательного воздействия
со стороны родителей.
Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе
различных типов семьи
Альтернативные формы брака и семьи (1 ч)
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1 ч)
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном мире.
Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)
Работа над созданием презентации о своей семье – еѐ генеалогического древа, рода занятий
членов, выполняемых семейных обязанностей.
Значение семейных ценностей в современном мире (2 ч)
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и
восточных странах мира.
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (1 ч)
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»
Заключительные уроки. Подведение итогов (3 ч)
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№п\п
Тема
Содержание
1.
Введение в дисциплину
курса
(1 ч)
Понятие брака, его
социальная сущность,
функции и виды (2 ч)
Постановка целей и задач Выбор
тем для
проектов
Отличия брака от семьи.
Брачный возраст и выбор
партнера. Изучение новых
понятий,
обсуждение
функций,
типов
брака.
Анализ
социальных
особенностей личности при
выборе
партнера.
Гомогенный и гетерогенный
брак.
2-3
Кол- во Дата
часов
1
05.09
2
12.09
19.09
4
объективных
и
Мотивы
расторжения Анализ
мотивов
брака. Повторный брак и субъективных
расторжения брака для детей
его проблемы (1ч.)
и взрослых, проблем в
повторном браке.
5-6
Гендерные отношения и Изучение понятий «гендер»,
«гендерные роли», «гендерные
трансформация
отношения».
гендерных ролей в
современном обществе (2
ч)
7
Понятие семьи, ее
происхождения как
социального института.
Роль семьи в обществе
(1 ч)
8
Структура
семьи,
социальные типы и
модели (2 ч)
9
10
11
12
13
14
15
16 -17
Демографическая
ситуация в мире (2 ч)
1
2
26.09
03.10
10.10
Изучение понятия «семья»,
еѐ социальных и
индивидуальных функций в
современном обществе.
1
17.10
еѐ Анализ типов семьи как малой
группы в традиционном и
современном обществе
1
24.10
Модели семьи
1
07.11
Выступление с рефератами о
демографических особенностях
стран мира
1
14.11
Выступлениес рефератами о
демографических особенностях
стран мира
1
21.11
1
28.11
1
05.12
1
12.12
1
19.12
2
26.12
Анализ данных статистики и
Социальнодемографии, существующих
демографические
особенности и тенденции проблем,
развития института семьи путей изменения кризисного
положения в институте семьи
в Российской
Федерации (1 ч)
готовят
Подготовка
к Учащиеся
рассказы о своих мамах, учат
празднованию Дня
стихи и песни
матери (1 ч)
Семейные
отношения Изучение Семейного кодекса РФ.
как объект права (1 ч)
процедуры
Порядок заключения и Изучение
расторжения брака (1 ч)
заключения брака, технологии
ведения
записи
актов
гражданского
состояния
Изучение
правовых
Права и обязанности
документов РФ
родителей и детей (2 ч)
18
Семейный бюджет
(1 ч)
19 -20
Отношение к детям в
современной семье. Роль
матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Изучение
правовых
документов РФ
Разработка
собственного
бюджета
семьи,
анализ
различных вариантов
расходов и доходов семейного
бюджета
1
16.01
детей
в
семьях,
отношений
детям
на
последних
1
23.01
Ролевые установки матери и
отца в процессе воспитания
ребенка.
1
Семья как среда общения
и воспитания
(1 ч)
Типы
семей
негативным
воспитательным
потенциалом (1 ч)
Анализ методов воспитания
детей,
выбор
оптимального
варианта, анализ причин выбора
Анализ
последствий для детей
с
ошибочных
форм
воспитательного воздействия со
стороны родителей.
1
06.02
1
13.02
23
Тактики
семейного
воспитания в различных
типах семьи (1 ч)
Предложение собственных
тактик
семейного
воспитания учащимися при
анализе различных типов семьи
1
20.02
24
Альтернативные формы
брака и семьи (1 ч)
Поиск материалов в печати, в
массовых журналах, сообщения
на уроке.
1
27.02
25
тенденций
развития
Тенденции,
причины Анализ
Развития альтернативных альтернативных вариантов брака
и семьи в современном мире
форм брачно-семейных
отношений (1 ч)
1
06.03
26
Подготовка к
празднованию Дня семьи
(15 мая) (1 ч)
1
13.03
21
22
Анализ
роли
современных
трансформация
родителей
к
протяжении
десятилетий
Работа над созданием
презентации о своей семье – еѐ
генеалогического древа, рода
занятий членов,
выполняемых семейных
обязанностей.
30.01
27 -28
Значение семейных
ценностей в современном
мире (2 ч)
Семейные ценности
1
20.03
Анализ
тенденций с
сохранением или распадом
семейных ценностей
в
западных и восточных странах
мира
1
27.03
29
Роль
семьи
в
годы Написание эссе на тему «Моя
семья, мой род в годы Великой
Великой Отечественной
Отечественной войны»
войны (1 ч)
1
10.04
30-34
Заключительные
уроки. Заслушивание эссе
Подведение итогов (5 ч)
Защита портфолио
1
17.04
1
24.04
Защита портфолио
1
08.05
Защита портфолио
1
Защита портфолио
1
15.05
22.05
9 класс (33 часа)
Детство, супружество, родительство, родство, поколение (4 ч)
Основные понятия: семья, брак, супружество
Семья и экономика (4 ч)
Основные понятия: бюджет, экономика, деньги. Шесть шагов процесса по
планированию финансов. Основные способы защиты от нежелательных явлений Семья и
право (4 ч)
Основные понятия: норма, порядок, закон, семья. Основные принципы
законодательного регулирования семейных отношений. Условия вступления в брак
Семья и культура. Семейные ценности (4 ч)
Основные понятия: нравственный, ценный. Общая культура семьи, проведение
семейного досуга, духовные потребности семьи
Происхождение семьи. Семья и национальная культура (4 ч)
Основные понятия: семья, брак. Влияние закономерного развития общества на
процесс развития и становления семьи и становления семьи. Некоторые факты из жизни
семей великих людей
Особенности современной российской семьи (4 ч)
Основные понятия: семья, неполная семья, эмансипация женщин. Изменение
структуры семьи на протяжении истории. Социальный кризис в стране. Социальные
проблемы современной семьи
Изменение отношений в семье (4 ч)
Основные понятия: доверие, независимость
Конфликтные семейные ситуации и меры профилактики (5 ч)
Основные понятия: конфликт. Этапы последовательного поведения, направленные
на преодоление конфликтов Стратегии решения конфликтных ситуаций
Календарно- тематическое планирование 9 класс
№
Тема
1
Детство,
супружество, Этапы развития человека
родительство,
родство,
Виды супружеских отношений
поколение
(4 ч)
Классификация семей
2
Содержание
Кол. Дата
часо
в
1
05.09
1
12.09
1
19.09
1
26.09
Основные понятия: бюджет, экономика, 1
деньги
03.10
6
Шесть шагов процесса по планированию 1
финансов.
10.10
7
Доходы и расходы семьи
1
17.10
8
Основные
способы
нежелательных явлений
от 1
24.10
1
07.11
1
14.11
3
Родство, поколения
4
5
9
Семья и экономика
(4 ч)
Семья и право
(4 ч)
защиты
Основные
понятия:
норма,
порядок, закон, семья
Основные принципы
Законодательного регулирования
семейных отношений.
10
11
Семейный кодекс РФ
1
21.11
12
Условия вступления в брак
1
28.11
1
05.12
Семейные ценности
1
12.12
Основные
понятия:
нравственный, ценный
Общая
культура
семьи,
проведение семейного досуга
История происхождения семьи
1
19.12
1
26.12
1
16.01
Особенности семьи на различных этапах 1
развития общества
23.01
Семья
и
Семейные
14
ценности (4 ч)
13
культура. Семья и культура.
15
16
17 Происхождение семьи.
Семья и национальная
18 культура (4 ч)
19
Семья и национальная культура
1
30.01
20
Некоторые факты из жизни семей великих 1
людей
06.02
21
22
Особенности
современной
семьи
(4 ч)
Основные понятия: семья,
российской семья, эмансипация женщин
Изменение
структуры
протяжении истории
неполная 1
семьи
13.02
на 1
20.02
23
Социальный кризис в стране и семья
1
27.02
24
Социальные
проблемы
современной семьи
Изменение отношений в Доверие и независимость
семье
Анкетирование учащихся
(4 ч)
1
06.03
1
13.03
1
20.03
1
27.03
1
10.04
1
17.04
1
24.04
2
08.05
15.05
1
22.05
25
26
27
28
2933
Степень ответственности
членов семьи
Анкетирование учащихся
Конфликтные
семейные Конфликт. Виды конфликтов
ситуации
и
меры
Этапы последовательного поведения,
профилактики (4 ч)
направленные на преодоление
конфликтов
Стратегии решения конфликтных
ситуаций
Поведение
человека
конфликтной ситуации
в
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование объектов и средств учебно- методического и материальнотехнического обеспечения
Библиотечный
фонд
(книгопечатная
Е.Ф.Купецковой, Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
продукция)
«Семьеведение».
Печатные и демонстрационные пособия
Карточки с заданиями для 5-9 класса
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособиях
Технические средства обучения (ТСО)
- Мультимедийное оборудование / интерактивная доска/
- Ноутбук
- Колонки
- Персональный компьютер с принтером
Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы: электронное
приложение к учебнику, тренажеры, компьютерные игры, презентации
-Презентации, соответствующие содержанию предмета
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (
http://school-collection.edu.ru/ )