МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управления образования Администрации г.Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический Совет
Зам.директора по УВР
Директор
Протокол №1 от
«28» августа 2025 г.
Омельяненко Л.А.
«27» августа 2025 г.
МБОУ СОШ № 16
Кузьмина Н.А.
Приказ №171
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»
для 5 - 9 классов
Составитель: учитель Щуркина Е.А.
Г.Новошахтинск 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №
273-ФЗ
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №
16 города Новошахтинска на 2025-2026 учебный год
- Учебного плана МБОУ СОШ № 16 ООО на 2025-2026 учебный год.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане школы.
Курс реализуется в 5-9 классах и рассчитан на 34 ч. в год, 1 час в неделю. Согласно
учебного плана МБОУ СОШ №16 на 2025-2026 уч.год программа внеурочной
деятельности «Шаги в профессию» будет реализована в 5,7,9 классах за 34 часа, в
8 кл. за 33ч. (выпадает праздничный выходной день 09.03.2026г.), в 6 классе за 31 час.
Программа внеурочной деятельности в 8 классе будет пройдена за счет уплотнения
материала.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Шаги в профессию»
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование,
анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми
интересных профессий и др..
I. Личностные:
потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах
деятельности;
в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы
выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования;
принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных
поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и
представителей различных социальных групп нашего города;
способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих
сверстников;
умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и
младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
о принятых в обществе нормах поведения и общения;
об основах здорового образа жизни;
развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или
отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приѐмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного
уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о профессиях
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте,
устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками в клубе;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной
задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
о правилах конструктивной групповой работы;
опыт публичного выступления;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
владеть приѐмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социальнозначимых мероприятий.
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой
деятельности;
приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
участвовать в исследовательских работах;
знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
иметь представление о правилах проведения исследования;
получение первоначального опыта самореализации.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием
учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три
уровня:
1. Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании
той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и
учреждениях);
2. Мотивационно-Ценностный (формирование у школьников всей гаммы
смыслообразующих и профессиональных ценностей);
3. Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация
профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и
профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных
профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям
и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной,
внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального
знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения
к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между
собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищѐнной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребѐнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретѐнных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально
приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном
действии человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать)
гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты
профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом
профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько
знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально
ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в
профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения
ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного
труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие,
осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и
становится их личностным смыслом.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование,
анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми
интересных профессий и др..
Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи, социальные
пробы, поездки, экскурсии. трудовые десанты, социально-значимые акции в классе,
школе. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ)
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного
выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе
по теме: «Кем и каким я хочу стать»
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Итоги учѐта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учет
знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной
деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в
процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы,
ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
1 год обучения (5 класс)
1 Введение. Знакомство.
2.Мои личные профессиональные планы.
3.Ценностные ориентации.
4.Самооценка и уровень притязаний.
5.Интересы и склонности в выборе профессии.
6.7Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник Климова.
Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-З.
8.Концепция индивидуальности Голланда.
«Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность
личности», «Тип ригидности психологической установки», «Тест Голланда».
9.Правила выбора профессии.
10.Ошибки и затруднения при выборе профессии.
11.Кем работают мои родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода.
12.Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.
13.Что такое профессиограмма?
14.В каких учебных заведениях можно получить профессию?
15.На работу устраиваемся по правилам.
16. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»)
17. «Быть нужным людям…»
18 Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия»
19 Как готовить себя к будущей профессии?
20. Исследование «Необычная творческая профессия»
21. Сочинение «… - это призвание!»
22.Рабочие профессии
23. Жизненно важная профессия.
24.Профессия, охраняющая общественный порядок.
25. Встреча с интересной личностью.
26. Великие личности нашей страны и путь их становления.
27. «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и работал………»
28. Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…»
29. Экскурсия на предприятия нашего района.
30. Отчет о посещении предприятий.
31.Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что я…»
32. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»
33. Творческий проект "Моя будущая профессия"
2 год обучения (6 класс) Тема 1. Трудом славен человек
Знакомство с различными профессиями благодаря просмотру м/м презентации. Групповая
работа учащихся по выбору понравившейся профессии. Сбор и предоставление
расширенной информации о выбранной профессии благодаря дополнительным
источникам.
Тема 2. Учеба - твой главный труд.
Пресс-конференция с учителями школы по теме, составление учащимися в группах
памятки «Успешное обучение- мое стремление!».
Тема 3. Человеческие возможности
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа
с учащимися по увиденному материалу.
Тема 4. Способности к запоминанию.
Общее представление о памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах
профессиональной деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями
развития памяти. Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание
стихотворений и их воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).
Тема 5. Способность быть внимательным
Представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Значение наблюдательности
как профессионально важного качества. Выполнение упражнений с учащимися на
развитие внимания при помощи м/м презентации. Проведение игры «Выбери лишнее!».
Тема 6. Волевые качества личности
Волевые качества личности. Регулирующая функция воли. Опросник «Какая у меня
воля?». Проведение дебатов: «Какими качествами должен обладать волевой человек?».
Тема 7. «Узнаю, думаю, выбираю»
Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай
профессию».
Тема 8. Беседы о конкретных профессиях
Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог
учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные
профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на
них профессиональные ответы.
Тема 9. Классификация профессий
Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда,
по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.
Тема 10. Профессия и современность
Экскурсия в пекарню. Знакомство учащихся с профессией булочника-хлебопека и
кондитера. Аналитическая беседа по окончанию экскурсии.
Тема 11. Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей
Встречи с родителями. Интервью. Анкетирование.
Тема 12. Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать?
Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление синквейна учащимися
на тему «Моя любимая профессия».
Тема 13. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?»
Что такое интерес? Составление и заполнение карты интересов.
Что такое склонности? Опросник Е. А. Климова. Составление совместно с учащимися
примерной анкеты на выявление интересов школьников. Домашняя групповая работа
учащихся – опрос другого 6-го класса на выявление интересов и предпочтения профессии.
Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер, имиджмейкер, девелопер,
мерчендайзер. Исследовательская работа учащихся по нахождению этих профессий в
дополнительных источниках информации.
Тема 14. Темперамент и выбор профессии
От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник.
Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель
Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы.
Известные люди региона.
Тема 15.Здоровье и выбор профессии
Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе
профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой.
Тема 16. Дело твоей жизни
«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».
Тема 17. Профессиональный тип личности
Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип
личности».
Тема 18. Ошибки при выборе профессии
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после
просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».
Тема 19. Человек среди людей
Межличностные отношения и их значение в профессиональной деятельности.
Коммуникативные умения и навыки. Конфликты и возможности различных тактик
поведения. Проведение урока-игры на свежем воздухе «Живем вместе».
Тема 20. Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму
провожают»
Проведение игры-викторины «По одежке встречают, по уму провожают».
Тема 21. Природа – это наши корни, начало нашей жизни
Проведение экологической игры совместно с учителем по биологии.
Тема 22. Творческий урок
Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах
наиболее успешного плана и возможности его реализации.
Тема 23. Практическая работа
Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по
разработанным проектам.
3 год обучения (7 класс) – 34ч.
Тема 1. Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших
шагов в жизни человека. (2 часа)
Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь
при выборе профессии. Понятия ―личность‖, ―профессиональные интересы‖,
―склонности‖.
Тема 2. Мир профессий. (1 часа)
Дать определения: профессия, специальность, квалификация, должность.
Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру труда, видам
деятельности и др. Методика ―Матрица профессий‖.
Тема 3. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами практикума). (1 часа)
Дать определение понятиям ―профессиограмма: цель труда, предмет труда, средства и
условия организации труда‖, ―профессиональная пригодность‖. Опросник ДДО Климова,
Карта интересов.
Тема 4. Профессия типа “Человек – техника”. (2 час)
Тема 5. Профессия типа “Человек – природа”. (2 час)
Тема 6. Профессия типа “Человек – знаковая система”. (2 час)
Тема 7. Профессия типа “Человек – человек”. (2 час)
Тема 8. Профессия типа “Человек – художественный образ”. (2 час)
Тема 9. Пути получения профессии. (1 час)
Формы обучения.
Тема 10. Кто я, или что я думаю о себе. (1 час)
Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика,
как она помогает в выборе профессии.
Тема 11. Свойства нервной системы и темперамент. (2 час)
История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы темперамента, их
влияние на профессиональную деятельность. Теппинг - тест – определение свойств
нервной системы, работоспособности; опросник типа темперамента Г.Айзенка.
Тема 12. Память. (1 час)
Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации.
Мнемотехники. Определение объема кратковременной памяти и ведущего способа
запоминания.
Тема 13. Внимание. (1 час)
Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура
и характеристики внимания: объем, распределение, переключение, концентрация,
устойчивость. Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию
внимания. Изучение индивидуальных особенностей внимания: ―Тест Э.Ландольта‖.
Приемы развития внимания.
Тема 14. Мышление. (1 час)
Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и
левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике
Р.Амтхауэра. Приемы развития.
Тема 15. Эмоциональное состояние личности. (2 час)
Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их влияние на
профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика уровня личностной и
реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер ―Шкала самооценки‖.
Тема 16. Саморегуляция. (2 час)
Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и жизненные ценности.
Как выпустить ―лишний пар‖. Десять шагов уверенности в себе.
Тема 17. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. (2 час)
Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность.
Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение коммуникативных и
организаторских способностей по методике ―КОС‖.
Тема 18. Первый шаг на пути к профессии. (1 час)
Способности, профессиональная пригодность, состояние физического здоровья, как
основные составляющие правильного выбора. Формула успеха. Ошибки в выборе
профессии.
Тема 19. Современный рынок труда и его требования. (1 час)
Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека.
Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность
трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.
Тема 20. Мотивы и основные условия выбора профессии. (1 час)
“Хочу – могу – надо‖ - необходимые условия правильного выбора. ―Мышеловки‖ легких
денег, или возможность попадания в финансовую зависимость.
Тема 21. Что требует профессия от меня? (1 час)
Понятие рынка профессий. Определение требований к соискателю (по газете, рубрика
―работа для вас‖), ―Центр занятости населения‖.
Тема 22. Перспективы профессионального старта. (1 час)
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на
собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
Тема 23. Составление плана профессионального самоопределения. (2 час)
Алгоритм принятия решени
4 год обучения (8 класс)- 33 ч.
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Анкета «Планы на ближайшее будущее».
Теоретические сведения Цели и содержание курса. Специфика занятий.
Тема 2. Самооценка и уровень притязаний. (1 час)
Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов, опросник
профессиональной готовности.
Тема 3. Темперамент и профессия. Определение темперамента. (1час)
Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств.
Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения.
Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и
профессиональной деятельности.
Тема 4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. (1 час)
Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному
миру. Эмоциональные состояния личности.
Тема 5. Стресс и тревожность. (1 час)
Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета
здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенка, ориентировочная анкета, опросники
«Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля».
Тема 6. Определение типа мышления. (1час)
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные
операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация,
обобщение. Основные качества мышления.
Тема 7. Внимание и память (1час)
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти.
Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания
личности.
Тема 8. Уровень внутренней свободы. (1 час)
Тема 9. Мой психологический портрет. (1 час)
Тема 10. Классификация профессий. Признаки профессии. (1 час) Типы профессий.
Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление
профессиональных предпочтений учащихся.
Тема 11. Определение типа будущей профессии. (1час)
Характеристика профессий типа «человек – человек». Подтипы профессий типа «человек
– человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа
«человек – человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа
«человек – человек». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – техника». Подтипы профессий типа «человек
– техника». ПВК профессий типа «человек – техника». Анализ характеристик профессий
различных подтипов типа «человек – техника». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа
«человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ
характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система».
Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – природа». Подтипы профессий типа «человек
– природа». ПВК профессий типа «человек – природа». Анализ характеристик профессий
различных подтипов типа «человек – природа». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий
типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек –
художественный образ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа
«человек – художественный образ». Профессиональные пробы.
Тема 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессии. (1 час)
Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А. Климову.
Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма: подробное
описание профессии.
Тема 13. Интересы и склонности в выборе профессии. (1 час)
Анкета: «Карта интересов»; упражнение: «Проверка устойчивости своих интересов»;
дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».
Тема 14. Определение профессионального типа личности. (1 час)
Тесты: «Определение направленности личности», «16-факторный опросник Р. Кеттелла».
Тема 15. Профессионально важные качества. (1 час)
Тема 16. Профессия и здоровье. (1 час)
Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной
пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности:
непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в
выборе профессии.
Тема 17. Моя будущая профессия. (1 час)
Тема 18. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам
деятельности. (1 час)
Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности.
Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы
(содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние
интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.
Тема 19. Способности к интеллектуальным видам деятельности. (1 час)
Тема 20. Способности к профессиям социального типа. (1 час)
Тема 21. Способности к офисным видам деятельности. (1 час)
Тема 22. Способности к предпринимательской деятельности. (1 час)
Тема 23. Артистические способности. (1 час)
Тема 24. Уровни профессиональной пригодности. (1 час)
Тема 25. Мои способности. (1 час)
Тема 26. Мотивы и потребности. (1 час)
Тема 27. Ошибки в выборе профессии. (1 час)
Тема 28. Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях. (1 час)
Тема 29. Современный рынок труда. Работодатель и работник. (1 час)
Тема 30. Пути получения профессии. Матрица профессионального выбора. (1 час)
Тема 31. Навыки самопрезентации. (1 час)
Тема 32. Навыки самопрезентации. Резюме. (1 час)
Тема 33. Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей
профессии»
(с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных
резюме. Сочинение «Если бы я был губернатором/президентом?»
Тема 34. Стратегии выбора профессии. (2 час)
5 год обучения 34ч.(9класс)
Профессия и специальность: происхождение и сущность. Многообразие мира
профессий
Предмет и задачи курса. Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная
машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения
труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное,
специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «специализация»,
«квалификация», «должность». Основные характеристики профессий. Важность выбора
профессии в жизни человека.
Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к
человеку. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда.
Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы
материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство
как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессиограмм.
Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, мозговой
штурм. Диагностические методики: ДДО.
Профориентационная игра: «Ассоциации».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Характеристика профессий типа «Человек – человек»
Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человекчеловек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК). ПВК профессий типа
«человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человекчеловек».
Характеристика профессий типа «Человек – техника»
Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человектехника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника».
Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система»
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа
«человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа
«человек - знаковая система».
Характеристика профессий типа «Человек – природа»
Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человекприрода». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа».
Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ»
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа
«человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных
подтипов типа «человек - художественный образ».
Профессиональное самоопределение. Основные подходы к индивидуальному выбору
профессии
Проблема выбора профессии. Дискуссия «Факторы, влияющие на выбор профессии в
современных условиях». Мозговой штурм «Какой должна быть профессия?».
Соотношение «хочу», «могу» и «надо». Целеполагание при выборе профессии. Матрица
выбора профессии. «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и
мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в
профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.
Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда,
потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе
самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу»— «надо».
Здоровье и выбор профессии
Свойства нервной системы, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения
личности, значение нервной системы в профессиональной деятельности. Понятие
«неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим
работы.
Практическая работа: знакомство с нормативными документами по охране труда.
Диагностические методики: «Профессиональная пригодность и здоровье».
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Влияние темперамента на выбор профессии. Определение типа темперамента
Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и
темперамента
Диагностические методики: опросник Айзенка, «Карта интересов» Е.А. Климова.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Практическая работа «Профессиональный тип личности»
Определение своего профессионального типа личности. Ошибки, которые наиболее часто
допускаются при выборе профессии.
Диагностические методики: «Профессиональный тип личности» Дж. Голланда.
Развивающие процедуры: обсуждение результатов диагностических тестов.
Деловая игра «Кадровый вопрос»
Актуализация осознанного самостоятельного выбора (самоопределения) учащимися
профессионального пути. Знакомство с новыми профессиями. Развитие навыков
целеполагания и планирования. Формирование информационного пространства.
Практическая работа: автономный игровой тренинг по развитию навыков целеполагания
и планирования «Кадровый вопрос».
обучающиеся знакомятся как с малоизвестными профессиями, так и с традиционными.
Учащиеся соотносят требования, которые предъявляет профессия с возможностями
человека (претендента).
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.
Современный рынок труда. Топ-30 профессий Ростовской области. Профессии
будущего
Информационное сообщение об изменениях, происходящих в обществе в последние
десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. Исчезновение одних
профессий и появление других. Современный рынок труда. Топ-30 профессий
Ярославской области. Многообразие профессий. Человек как субъект выбора. Формула
выбора профессии.
Форма организации занятий: лекция, дискуссия, работа в малых группах, работа с
интернет-ресурсами.
Пути получения профессионального образования. Государственные
образовательные стандарты.
Структура учреждений профессионального образования. Государственные
образовательные стандарты профессионального образования. Университеты, институты,
академии, техникумы, колледжи Ярославской области, соседних регионов. Что
необходимо знать при выборе учебного заведения.
3.Календарно -тематическое планирование
5 класс (34 ч.)
Тема
Количест
во часов
№
п/п
1
Введение. Знакомство.
2
Мои личные профессиональные планы.
3
Дата
1
1
04.09
11.09
Ценностные ориентации.
1
18.09
4
Самооценка и уровень притязаний.
1
25.09
5
Интересы и склонности в выборе профессии.
1
02.10
6
Классификация профессий по Климову. Отвечаем на
1
09.10
2
16.10
23.10
вопросник Климова. Типы профессий (построение
таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-З
7,8
Концепция индивидуальности Голланда. «Какой у вас
характер?», «Шкала значимости эмоций»,
«Эмоциональная направленность личности», «Тип
ригидности психологической установки», «Тест
Голланда».
9
Правила выбора профессии.
1
06.11
10
Ошибки и затруднения при выборе профессии.
1
13.11
11
Кем работают мои родные. Кем работают мои
1
20.11
1
27.11
родители? Профессии моего рода.
12
Знакомство со схемой анализа профессий,
разработанной Н.С. Пряжниковым.
13
Что такое профессиограмма?
1
04.12
14
В каких учебных заведениях можно получить
1
11.12
профессию?
15
На работу устраиваемся по правилам.
1
18.12
16
«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу»,
1
25.12
«надо»)
17
«Быть нужным людям…»
1
15.01
18
Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия»
1
22.01
19
Как готовить себя к будущей профессии?
1
29.01
20
Исследование «Необычная творческая профессия».
1
05.02
21
Сочинение «… - это призвание!»
1
12.02
22
Рабочие профессии.
1
19.02
23
Жизненно важная профессия.
1
26.02
24
Профессия, охраняющая общественный порядок.
1
05.03
25
Встреча с интересной личностью.
1
12.03
26
Великие личности нашей страны и путь их
1
19.03
1
26.03
1
09.04
1
1
16.04
23.04
1
30.04
становления.
27
«Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и
работал………»
28
Сочинение-рассуждение: «Если бы я был
президентом…»
29
Экскурсия на предприятия нашего района.
30
Отчет о посещении предприятий.
31
Подготовка к пресс- конференции. «Представим, что
я…»
32
Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»
1
07.05
33-
Творческий проект "Моя будущая профессия"
2
14.05
21.05
34
6 класс 31 час
№
Тема
п/п
Количество Дата
часов
1
Трудом славен человек
1
06.09
2
Учеба - твой главный труд.
1
13.09
3
Человеческие возможности
1
20.09
4-5
Способности к запоминанию
2
27.09
04.10
6-7
Способность быть внимательным
2
11.10
18.10
8-9
Волевые качества личности
2
08.11
15.11
10
«Узнаю, думаю, выбираю»
1
22.11
11-
Беседы о конкретных профессиях
2
29.11
12
06.12
13
Классификация профессий
1
13.12
14-
Профессия и современность
2
20.12
15
27.12
16-
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих
17
родителей
18
Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь
2
17.01
24.01
1
31.01
2
07.02
стать?
19-
Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о
20
себе?»
21
Темперамент и выбор профессии
1
21.02
22-
Здоровье и выбор профессии
2
28.02
14.02
23
24-
07.03
Дело твоей жизни
2
25
14.03
21.03
26
Профессиональный тип личности
1
11.04
27
Ошибки при выборе профессии
1
18.04
28-
Человек среди людей
2
25.04
29
30
02.05
Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По
1
16.05
1
23.05
одежке встречают, по уму провожают»
31
Природа – это наши корни, начало нашей жизни
7 класс (34 ч.)
№
Тема
п/п
1-2
Количество
Дата
часов
Жизненное и профессиональное самоопределение –
2
один из важнейших шагов в жизни человека.
02.09
09.09
3
Мир профессий.
1
16.09
4
Знакомство с профессиограммами
1
23.09
2
30.09
(занятие с элементами практикума).
5-6
Профессия типа ―Человек – техника‖
Практическое занятие типа «Человек -техника»
7-8
Профессия типа ―Человек – природа‖.
07.10
2
Практическое занятие типа ―Человек – природа‖.
9-10
Профессия типа ―Человек – знаковая система‖
14.10
21.10
2
Практическое занятие типа ―Человек –знаковая
11.11
18.11
система 7‖.
11-
Профессия типа ―Человек – человек‖
12
Практическое занятие типа «Человек-человек»
2
25.11
02.12
13-
Профессия типа ―Человек – художественный
14
образ‖.
2
09.12
16.12
Практическое занятие типа «Человек –
художественный образ
15
Пути получения профессии.
1
23.12
16
Кто я, или что я думаю о себе.
1
30.12
17-
Свойства нервной системы и темперамент.
2
13.01
18
20.01
19
Память.
1
27.01
20
Внимание.
1
03.02
21
Мышление.
1
10.02
22-
Эмоциональное состояние личности.
2
17.02
23
24-
24.02
Саморегуляция.
2
25
03.03
10.03
26-
Коммуникабельность – составляющая успеха
27
будущей карьеры.
28
Первый шаг на пути к профессии.
1
07.04
29
Современный рынок труда и его требования.
1
14.04
30
Мотивы и основные условия выбора профессии.
1
21.04
31
Что требует профессия от меня?
1
28.04
32
Перспективы профессионального старта.
1
05.05
33-
Составление плана профессионального
2
12.05
34
самоопределения.
2
17.03
24.03
19.05
8 класс (33 ч.)
№
Тема
п/п
Количество Дата
часов
1
Вводное занятие.
1
01.09
2
Самооценка и уровень притязаний.
1
08.09
3
Темперамент и профессия. Определение
1
15.09
1
22.09
темперамента.
4
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки
негативных эмоций.
5
Стресс и тревожность.
1
29.09
6
Определение типа мышления.
1
06.10
7
Внимание и память
1
13.10
8
Уровень внутренней свободы.
1
20.10
9
Мой психологический портрет.
1
10.11
10
Классификация профессий. Признаки профессии.
1
17.11
Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого
типа профессии. Матрица выбора профессии.
Выявление профессиональных предпочтений
учащихся.
11
Определение типа будущей профессии.
1
24.11
12
Профессия, специальность, должность. Формула
1
01.12
профессии.
13
Интересы и склонности в выборе профессии.
1
08.12
14
Определение профессионального типа личности.
1
15.12
15
Профессионально важные качества.
1
22.12
16
Профессия и здоровье.
1
29.12
17
Моя будущая профессия.
1
12.01
18
Способности общие и специальные. Способности
1
19.01
1
26.01
к практическим видам деятельности.
19
Способности к интеллектуальным видам
деятельности.
20
Способности к профессиям социального типа.
1
02.02
21
Способности к офисным видам деятельности.
1
09.02
22
Способности к предпринимательской
1
16.02
деятельности.
23
Артистические способности.
1
02.03
24
Уровни профессиональной пригодности.
1
16.03
25
Мои способности.
1
23.03
26
Мотивы и потребности.
1
06.04
27
Ошибки в выборе профессии.
1
13.04
28
Современный рынок труда. Прогноз потребности
1
20.04
1
27.04
в профессиях.
29
Современный рынок труда. Работодатель и
работник.
30
Пути получения профессии. Матрица
1
04.05
профессионального выбора.
31
Навыки самопрезентации.
1
11.05
32
Навыки самопрезентации. Резюме.
1
18.05
33
Составление «Программы самовоспитания для
1
25.05
предполагаемой будущей профессии»
Календарно- тематический планирование внеурочной деятельности
9 класс (34ч.)
№
п/п
Тема урока
Общее Теоретические
кол-во
занятия
часов
1
2
(кол-во часов)
3
Практические
занятия (колво часов)
Дата
5
6
0
02.09
4
Тема 1. Введение
1
Жизненное и
профессиональное
самоопределение – один из
важнейших шагов в жизни
человека
1
1
Тема 2 Познавательные процессы и способности личности
2,3
4
Что я знаю о своих
возможностях?
2
Особенности мышления
1
1 час
09.09.
(игратестирование)
16.09
1
1
23.09
Беседа,
лекция
5
Память и внимание
1
0
1
30.09
Беседа-игра
6
Склонности и интересы в
выборе профессий
1
0
1
07.10
Тема 3. Психология личности
7
Типы нервной системы.
Темперамент. Характер.
Самооценка
1
0
1
14.10
8
Эмоциональное состояние и
1
0
1
21.10
приѐмы саморегуляции
9,10
Общение. Деловое общение.
Конфликт. Способы
разрешения конфликтов
2
1
1
11.11.
18.11.
Тема 4. Мир профессий
11
«Что такое профессия?»
Психологические типы
профессий.
1
1
0
25.11
12,13 Классификация профессий.
Формула профессии.
Понятие профессиограммы
2
1
1
02.12
Типы профессий. Матрица
выбора профессий.
1
1
0
16.12.
15,16 Характеристика профессий
типа «человек - человек»
2
1
1
23.12.
17,18 Характеристика профессий
типа «человек - техника»
2
19,20 Характеристика профессий
типа «человек - знаковая
система»
2
21,22 Характеристика профессий
типа «человек - природа»
2
23,24 Характеристика профессий
типа «человекхудожественный образ»
2
14
25
Человек в новых социальноэкономических условиях
09.12.
Просмотр
презентации
1
30.12
1
Просмотр
презентации
1
20.01
1
Просмотр
презентации
1
1
0
10.02
17.02
1
Просмотр
презентации
1
27.01
03.02
Просмотр
презентации
1
13.01
24.02
03.03
1 час
10.03
Выпуск
газеты
Тема 5. Профессиональное самоопределение
26
Типичные ошибки и
затруднения при выборе
1
1
0
17.03.
профессии
27
Определение типа будущей
профессии
1
1
0
24.03
28,29 Склонности и интересы в
профессиональном выборе
(«хочу»)
2
1
1
07.04
30
Возможности личности в
профессиональной
деятельности («могу»).
Специальные способности.
1
1
0
21.04
31
Рынок труда. Потребности
рынка труда в кадрах
(«надо»)
1
1
0
28.04
32
«Выбираю»: выбор
профессии на основе
самооценки и анализа
составляющих «хочу» «могу» - «надо»
1
0
1
05.05
14.04
Игравикторина
Тема 6 Мои перспективы
3334
Личный профессиональный
план. Куда пойти учиться.
Информация об учебных
учреждениях Ростовской
обл., условия поступления,
сроки и т.д.
2
2
0
12.05
19.05
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия – к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго
поколения).– М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
2. Ансимова Н. П., Кузнецова И. В. Профессиональная ориентация, профотбор и
профессиональная адаптация молодежи. – Ярославль, 2000.
3. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. Как молодому человеку
преуспеть на рынке труда? – СПб.: «Литера плюс», 1997.
4. Булычева Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов
коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика.–2004.–№2(4).–С. 6569.
5. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория.
Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.
6. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория.
Эксперимент. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.