МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской
области
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ № 16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методический совет
заместитель директора
по УВР
Директор
Протокол № 1 от «28»
августа 2025 г.
МБОУ СОШ №16
Омельяненко Л.А.
Кузьмина Н.А.
«27» августа 2025 г.
Приказ № 171
от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Патриоты России» (Юнармия)
уровень среднего общего образования 10-11 класс
количество часов в неделю – 2
Учитель – Маленко Игорь Васильевич
2025-2026 учебный год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся
10-11 класса, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих
документах:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации». Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования»;
5. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении
санитарных норм и правил»;
6. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
7. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов,
И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О
внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных
программ»;
10. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
11. Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.
12. Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детскоюношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия»,
утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от
26.01.2017 г.
Цель и задачи преподавания (освоения) внеурочной деятельности
Цель программы - сформировать правильное представление о роли государства в
области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской
службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано
выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках.
Задачи:
- дать начальные знания по основам и обороны государства, познакомит со
структурой Вооружённых сил;
- назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
- дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о
порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата,
дневального, часового, командира отделения.
- научить действовать в строю;
- научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель;
- научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в
обороне.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
МБОУ СОШ 16 г. Новошахтинска
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 10-11 класса
рассчитана на 68 часов учебного времени в год в каждом классе, по 2 часа в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
• Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России,
своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным
традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
• Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том
числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями
разных убеждений, представителями различных социальных групп.
• Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и
младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
сформированная коммуникативная компетенция.
• Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском
обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей.
• Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
• Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
• Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни,
позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
• Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа
жизни.
• Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ
жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
• умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
• умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения
или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
• формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных
задач;
• демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного
уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
• умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
• навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе
полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных
конструкторов и действий полководцев;
• анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
• умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в
информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных
и международных событий;
• овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами.
Коммуникативные:
• умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками в отряде;
• приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
• умение находить общее решение и разрешать конфликты;
• соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
• использовать элементарные теоретические знания по истории техники и
вооружения;
• применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
• отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что
предлагают современные СМИ;
• владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
• использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению
мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
• владеть навыками управления строя;
• готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых
аудиторий;
• участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической
тематике разного уровня;
• готовить исследовательские работы по истории создания и применения
вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
1.Военно-историческая подготовка
Теоретическая часть:
Блок «Во славу отечества»
Занятие «Военная теория»
Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные
награды РФ»;
- подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»:
Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил.
Военно-историческая подготовка
Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов»
Занятие «Дни воинской славы России»
Практическая часть:
Просмотр презентации
« Уставы вооружённых сил РФ»
2. Основы медико-санитарной подготовки
Теоретическая часть:
«Медико-санитарная подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины
ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
•
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые
для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и
капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и
нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в
грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и
их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практическая часть:
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
3. Основы военной службы
Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического оружия.
Теоретическая часть:
Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с
пневматической винтовкой.
Практическая часть:
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым
шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка
Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом.
Повороты в движении.
Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно.
Теоретическая часть:
Назначение, устройство частей и механизмов автомата
Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе.
Уход за автоматом, его хранения и сбережение
Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием.
Практическая часть:
Неполная разборка-сборка АК-74.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым
шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка
4. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны.
Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных
веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. Средства
индивидуальной защиты населения.
Практическая часть:
Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ.
Преодоление «заражённого» участка местности в зависимости от физических свойств
химически опасных веществ.
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Практическая часть:
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, маршброски).
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы:
10 класс
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
Занятие «Войсковые звания»,
Занятие «Войсковые звания»,
Занятие «Корабельные звания»
Занятие «Корабельные звания»
«Воинские сигналы управления строем»
«Государственные награды РФ»;
Военно-историческая подготовка Занятия
«Великие полководцы России».
Военно-историческая подготовка Занятия
«Великие полководцы России».
Занятие «Дни воинской славы России»
Занятие «Дни воинской славы России»
Военно-спортивная игра «Зарница»
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Дата
проведения
03.09
05.09
10.09
12.09
17.09
19.09
24.09
Организационные
формы обучения
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
26.09
Лекция
01.10
03.10
08.10
Лекция
Лекция
Практикум
Военно-спортивная игра «Зарница»
10.10
Практикум
Решение тестов «Погоны
военнослужащих». Корабельные звания».
Теоретическая часть: «Медико-санитарная
подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды
кровотечений и их характеристика.
Причины ожогов и их степень тяжести,
понятие об ожоговой болезни
Шок. Причины возникновения шока.
Признаки и степень тяжести
травматического шока.
Практическая часть: Первая медицинская
помощь при ранениях и кровотечениях.
Материалы, используемые для наложения
жгута. Методика наложения жгута
Способы остановки венозных и
капиллярных кровотечений. Виды повязок.
Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на
голову, грудь, живот, промежность,
15.10
Контроль
17.10
Лекция
22.10
Лекция
24.10
Лекция
05.11
Лекция
07.11
Практикум
12.11
Практикум
14.11
Практикум
19.11
Практикум
21.11
Практикум
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
верхние и нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой
медицинской помощи при ранении черепа
и мозга, в грудную клетку и живот
Понятие о переломах костей и их признаки.
Виды переломов и их осложнения
Наложение повязок на голову, грудь,
живот, промежность, верхние и нижние
конечности
Теоретическая часть:
Техника выполнения выстрела.
Инструктаж по технике безопасности при
обращении с пневматической винтовкой.
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе лежа
Тренировка в стрельбе лежа
Строй. Управление строем. Повороты на
месте. Движение строевым и походным
шагом. Повороты в движении.
Строй. Управление строем. Повороты на
месте. Движение строевым и походным
шагом. Повороты в движении.
Перестроение из одношереножного строя в
двухшереножный и обратно.
Теоретическая часть: Назначение,
устройство частей и механизмов автомата
Калашникова
26.11
Практикум
28.11
Практикум
03.12
Практикум
05.12
Лекция
10.12
12.12
17.12
19.12
24.12
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
26.12
Практикум
14.01
Практикум
16.01
Лекция
Контрольный осмотр автомата и
21.01
подготовка его к стрельбе
Уход за автоматом, его хранения и
23.01
сбережение Инструктаж по технике
безопасности при обращении с оружием
Практическая часть: Неполная разборка28.01
сборка АК-74
30.01
Одиночная строевая подготовка.
Задачи медицинской службы Гражданской
04.02
обороны. Работа в очагах химического
поражения и очагах сильнодействующих
ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства
06.02
основных аварийно химически опасных
веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила
поведения на заражённой местности.
Средства индивидуальной защиты
08.02
населения
Беседа об экстремизме и терроризме с
11.02
представителями полиции
13.02
«Вспомни тех, кто сражался за
Родину»
Контроль
Практикум
Практикум
Практикум
Лекция
Лекция
Практикум
Лекция
Лекция
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Военно-спортивная эстафета
Викторина«Знай и люби родной
край»
Из истории нашего города Новошахтинска
История создания Вооруженных
Сил
Состав и предназначение
Вооруженных Сил Российской
Федерации
Соревнования по метанию гранаты
Просмотр документального фильма о
Ростове-на-Дону
Великие имена в истории России
История Российской армии и
Военного искусства
Основные события и даты в истории
страны
Национальные герои России
Строевая подготовка
Строевая подготовка
Военно-спортивная эстафета
Военно-спортивнаяигра
«Маршбросок»
Строевые приёмы встрою
Строевые приёмы встрою
Практическая часть:
Передвижение по пересеченной местност
и в пешем порядке (кроссовый бег).
Строевые приёмы встрою
Памятные места нашего города
Экскурсия в музей г.
Новошахтинска
Просмотр презентации« Уставы
вооружённых сил РФ»
Занятие «Дни воинской славы России»
Занятие «Дни воинской славы России»
Занятие «Дни воинской славы России»
18.02
20.02
Практикум
Лекция
25.02
27.02
Лекция
Лекция
04.03
Лекция
06.03
11.03
Практикум
Лекция
12.03
18.03
Лекция
Лекция
20.03
Лекция
25.03
27.03
08.04
10.04
15.04
Лекция
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
17.04
22.04
24.04
Практикум
Практикум
Практикум
29.04
06.05
08.05
Практикум
Лекция
Практикум
13.05
Лекция
15.05
20.05
22.05
Лекция
Лекция
Лекция
11 класс
№
Тема урока
1
2
3
4
5
6
Занятие «Войсковые звания»,
Занятие «Войсковые звания»,
Занятие «Корабельные звания»
Занятие «Корабельные звания»
«Воинские сигналы управления строем»
«Государственные награды РФ»;
Военно-историческая подготовка
Занятия «Великие полководцы России».
Военно-историческая подготовка
Занятия «Великие полководцы России».
Занятие «Дни воинской славы России»
Занятие «Дни воинской славы России»
Военно-спортивнаяигра«Зарница»
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Дата
проведения
01.09
03.09
08.09
10.09
15.09
17.09
22.09
Организационные
формы обучения
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
24.09
Лекция
29.09
01.10
06.10
Лекция
Лекция
Практикум
Военно-спортивнаяигра«Зарница»
08.10
Практикум
Решение тестов «Погоны
военнослужащих». Корабельные
звания».
Теоретическая часть: «Медикосанитарная подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях.
Виды кровотечений и их характеристика.
Причины ожогов и их степень тяжести,
понятие об ожоговой болезни
Шок. Причины возникновения шока.
Признаки и степень тяжести
травматического шока.
Практическая часть: Первая
медицинская помощь при ранениях и
кровотечениях.
Материалы, используемые для
наложения жгута. Методика наложения
жгута
Способы остановки венозных и
капиллярных кровотечений. Виды
повязок.
Основные типы бинтовых повязок.
Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок
на голову, грудь, живот, промежность,
верхние и нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой
медицинской помощи при ранении
черепа и мозга, в грудную клетку и
живот
Понятие о переломах костей и их
13.10
Контроль
15.10
Лекция
20.10
Лекция
22.10
Лекция
05.11
Лекция
10.11
Практикум
12.11
Практикум
17.11
Практикум
19.11
Практикум
24.11
Практикум
26.11
Практикум
01.12
Практикум
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
признаки. Виды переломов и их
осложнения
Наложение повязок на голову, грудь,
живот, промежность, верхние и нижние
конечности
Теоретическая часть:
Техника выполнения выстрела.
Инструктаж по технике безопасности
при обращении с пневматической
винтовкой.
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе лежа
Тренировка в стрельбе лежа
Строй. Управление строем. Повороты на
месте. Движение строевым и походным
шагом. Повороты в движении.
Строй. Управление строем. Повороты на
месте. Движение строевым и походным
шагом. Повороты в движении.
Перестроение из одношереножного
строя в двухшереножный и обратно.
Теоретическая часть: Назначение,
устройство частей и механизмов
автомата Калашникова
03.12
Практикум
Лекция
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
24.12
Практикум
29.12
Практикум
12.01
Лекция
Контрольный осмотр автомата и
14.01
подготовка его к стрельбе
Уход за автоматом, его хранения и
19.01
сбережение Инструктаж по технике
безопасности при обращении с оружием
Практическая часть: Неполная разборка21.01
сборка АК-74
26.01
Одиночная строевая подготовка.
Задачи медицинской службы
28.01
Гражданской обороны. Работа в очагах
химического поражения и очагах
сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические
02.02
свойства основных аварийно химически
опасных веществ (АХОВ - хлор,
аммиак), правила поведения на
заражённой местности.
Средства индивидуальной защиты
04.02
населения
Беседа об экстремизме и терроризме с
09.02
представителями полиции
11.02
«Вспомни тех, кто сражался за
Родину»
Военно-спортивная эстафета
16.02
18.02
Викторина «Знай и люби родной
Контроль
Практикум
Практикум
Практикум
Лекция
Лекция
Практикум
Лекция
Лекция
Практикум
Лекция
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
край»
Из истории нашего города
Новошахтинска
История создания Вооруженных
Сил
Состав и предназначение
Вооруженных Сил Российской
Федерации
Соревнования по метанию гранаты
Просмотр документального фильма о
Ростове-на-Дону
Великие имена в истории России
История Российской армии и
Военного искусства
Основные события и даты в истории
страны
Национальные герои России
Строевая подготовка
Строевая подготовка
Военно-спортивная эстафета
Военно-спортивная игра
«Маршбросок»
Строевые приёмы встрою
Строевые приёмы встрою
Практическая часть:
Передвижение по пересеченной местно
сти в пешем порядке (кроссовый бег).
Строевые приёмы встрою
Памятные места нашего города
Экскурсия в музей г.
Новошахтинска
Просмотр презентации« Уставы
вооружённых сил РФ»
Занятие «Дни воинской славы России»
Занятие «Дни воинской славы России»
Занятие «Дни воинской славы России»
25.02
Лекция
02.03
Лекция
04.03
Лекция
11.03
16.03
Практикум
Лекция
18.03
23.03
Лекция
Лекция
25.03
Лекция
06.04
08.04
13.04
15.04
20.04
Лекция
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
22.04
27.04
29.04
Практикум
Практикум
Практикум
04.05
06.05
11.05
Практикум
Лекция
Практикум
13.05
Лекция
18.05
20.05
25.05
Лекция
Лекция
Лекция
Список литературы:
1. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М,
2018г (5-9 класс)
2. Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М,
2018г (8 класс)
3. Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г
4. Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г
5. Дому шин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г
6. Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г
7. Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите
Отечества и военной службе» - М, 2003г
8. Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт,
перспективы» - Новосибирск, 2005г
9. Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011 г
10. Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г
11. Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат
Калашникова (АК)» - М, 2017г
12. Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» М, 2017 г.