Рабочая программа по внеурочной деятельности Практическая математика 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации г.Новошахтинска
МБОУ СОШ №16

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

Методический совет

Заместитель директора по
УВР

Директор

Протокол №1 от «28»
августа 2025 г.

Омельяненко Л.А.
от «27» августа 2025 г.

МБОУ СОШ № 16
Кузьмина Н.А
Приказ № 171
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Практическая математика»
для обучающихся 9 классов

г. Новошахтинск, 2025 г.

Структура программы
Программа содержит следующие разделы:
– пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего
образования с учетом специфики учебного предмета;
– планируемые предметные результаты изучения предмета;
– содержание учебного предмета;
– календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Программа по курсу внеурочной деятельности составлена на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №

273-ФЗ
2. Учебного плана МБОУ СОШ № 16 г.Новошахтинска на 2025-2026 учебный год.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №

16 города Новошахтинска на 2025-2026 учебный год
4. Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в
2025 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ и учебнометодического пособия Математика. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2025. 36
тренировочных вариантов демоверсии 2025 года
Данная программа внеурочной деятельности «Практическая математика» подготовлена
для учащихся 9 классов. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает
первое место. Хорошая математическая подготовка нужна всем выпускникам школы. Тем же
учащимся, которые в школе проявляют выраженный интерес к математике, необходимо
представить дополнительные возможности, способствующие их математическому развитию.
При отборе содержания программы использованы общедидактические принципы:
доступности, преемственности, практической направленности, учѐта индивидуальных
способностей и посильности. При реализации содержания программы учитываются возрастные
и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого
ребѐнка.
Организация практико-ориентированного обучения сегодня является весьма актуальной,
так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных
проблем, с которыми он столкнѐтся в жизни. Идея формирования у школьников универсальных
умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной
из ключевых в ФГОС. Так же решение практико-ориентированных задач, является
неотъемлемой частью заданий ОГЭ и ЕГЭ как базового, так и профильного уровня. Разработка
данного курса обусловлена недостаточным количеством часов в курсе алгебры и геометрии 9
класса, рассчитанных на решение практико-ориентированных задач.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Практическая математика» в 9
классе рассчитана на 34 часа с учѐтом 1 часа в неделю.
Цель курса: ознакомить обучающихся с заданиями с практико-ориентированным
содержанием для повышения уровня результатов во время сдачи ОГЭ по математике,
подготовить к успешной сдаче экзамена.
Задачи курса:
 Формировать общие умения и навыки по решению задач и
поиску этих решений;
 Развивать логическое мышление учащихся;
 Оказать помощь в подготовке к сдаче ГИА;
 Дать возможность проанализировать свои способности;




Формировать навыки исследовательской деятельности;
Воспитывать целеустремлѐнность и настойчивость при решении задач.
Планируемые результаты освоения курса

Личностные
1. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений,
решений задач, рассматриваемых проблем;
2. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием
изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять
перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач,
видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные
вопросы, выделять смысловые фрагменты);
3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные
определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения;
иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью
контрпримеров неверные утверждения;
4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные
алгоритмы вычислений и построений;
5. применение приѐмов самоконтроля при решении учебных задач;
6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и
десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные
стратегии и способы рассуждения;
4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для
описания предметов окружающего мира;
5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и
объѐмов; понимание идеи измерение длин площадей, объѐмов;
6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать
равные и симметричные фигуры;
7. умение проводить несложные практические расчѐты (включающие вычисления с
процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную
деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
9. выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и
круговой диаграммы;
11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки
при решении
практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении
практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем,
рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
17 извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным
данным;
18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде
таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
19. строить речевые конструкции;
20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой
бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты,
участка земли и др.;
21. выполнять вычисления с реальными данными;
22. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью
компьютерного
моделирования, интерпретировать их результаты.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение (4 ч)
Содержание и структура экзаменационной работы, правила заполнения бланков, критерии
оценки. Анализ экзаменационной работы прошлого учебного года, разбор типичных ошибок.
Инструктаж по заполнению бланков. Обзор видов практико-ориентированных задач с 1по 5.
Часть 1
2. Разбор и отработка практико-ориентированных задач, содержащихся в ОГЭ (26 ч)
Разбор задания 1-5 «Участок». Решение вариантов, содержащих задание «Участок». Разбор
задания 1-5 «Квартира». Решение вариантов, содержащих задание «Квартира». Разбор задания
1-5 «Листы бумаги». Решение вариантов, содержащих задание «Листы бумаги». Разбор задания
1-5 «Печь для бани». Решение вариантов, содержащих задание «Печь для бани». Разбор задания
1-5 «Тарифы». Решение вариантов, содержащих задание «Тарифы». Разбор задания 1-5
«Шины». Решение вариантов, содержащих задание «Шины». Разбор задания 1-5 «План
местности». Решение вариантов, содержащих задание «План местности». Разбор задания 1-5
«Зонт». Решение вариантов, содержащих задание «Зонт». Разбор задания 1-5 «Теплица».
Решение вариантов, содержащих задание «Теплица». Разбор задания 1-5 «Террасы». Решение
вариантов, содержащих задание «Террасы». Разбор задания 1-5 «ОСАГО». Решение вариантов,
содержащих задание «ОСАГО». Разбор задания 1-5 «Метро». Решение вариантов, содержащих
задание «Метро». Разбор задания 1-5 «Торговая площадь». Решение вариантов, содержащих
задание «Торговая площадь»
3. Реальная геометрия (4 ч)
Решение задач по теме «Теорема Пифагора», Решение задач по теме «Окружность»

Календарно-тематическое планирование
№
1
2
3
4

Тема
Содержание и структура экзаменационной работы,
правила заполнения бланков, критерии оценки.
Анализ экзаменационной работы прошлого учебного
года, разбор типичных ошибок.
Инструктаж по заполнению бланков
Обзор видов практико-ориентированных задач с 1по 5.
Часть 1

Дата по плану
03.09.2025

Количество
часов
1

10.09.2025

1

17.09.2025
24.09.2025

1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Разбор задания 1-5 «Участок»
Решение вариантов, содержащих задание «Участок»
Разбор задания 1-5 «Квартира»
Решение вариантов, содержащих задание «Квартира»
Разбор задания 1-5 «Листы бумаги»
Решение вариантов, содержащих задание «Листы
бумаги»
Разбор задания 1-5 «Печь для бани»
Решение вариантов, содержащих задание «Печь для
бани»
Разбор задания 1-5 «Тарифы»
Решение вариантов, содержащих задание «Тарифы»
Разбор задания 1-5 «Шины»
Решение вариантов, содержащих задание «Шины»
Разбор задания 1-5 «План местности»
Решение вариантов, содержащих задание «План
местности»
Разбор задания 1-5 «Зонт»
Решение вариантов, содержащих задание «Зонт»
Разбор задания 1-5 «Теплица»
Решение вариантов, содержащих задание «Теплица»
Разбор задания 1-5 «Террасы»
Решение вариантов, содержащих задание «Террасы»
Разбор задания 1-5 «ОСАГО»
Решение вариантов, содержащих задание «ОСАГО»
Разбор задания 1-5 «Метро»
Решение вариантов, содержащих задание «Метро»»
Разбор задания 1-5 «Торговая площадь»
Решение вариантов, содержащих задание «Торговая
площадь»»
Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
Решение задач по теме «Окружность»
Решение задач по теме «Окружность»

01.10.2025
08.10.2025
15.10.2025
22.10.2025
05.11.2025
12.11.2025

1
1
1
1
1
1

19.11.2025
26.11.2025

1
1

03.12.2025
10.12.2025
17.12.2025
24.12.2025
14.01.2026
21.01.2026

1
1
1
1
1
1

28.01.2026
04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026
25.02.2026
04.03.2026
11.03.2026
18.03.2026
25.03.2026
08.04.2026
15.04.2026
22.04.2026

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.04.2026
06.05.2026
13.05.2026
20.05.2026

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».