МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методический совет
Заместитель директора по
________________________ УВР
________________________
Протокол №1
Омельяненко Л.А.
от «28» августа 2025 г.
«27» августа 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 16
________________________
Кузьмина Н.А.
Приказ № 171
от «29» августа 2025 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для обучающихся 1 – 4 классов
город Новошахтинск 2025 год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе
следующих нормативных актов:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012
года № 273-ФЗ
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год
Учебного плана МБОУ СОШ № 16 на 2025 – 2026 учебный год.
Программа мастерской «Умелые ручки» реализует социальное направление
во внеурочной деятельности в 1- 4 классах в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Цель программы – создание условий для творческого и
нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно –
практической деятельности через занятия трудовой и художественноприкладной деятельностью.
Данная программа позволяет решить ряд дидактических и
развивающих задач:
Развивающие:
· Развивать творческую активность личности ребенка и формировать
потребность учащихся к самоутверждению через труд.
· Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
· Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии детей.
Обучающие:
· Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
· Обучение различным приемам работы с бумагой.
· Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира,
технологии, изобразительного искусства и других, для создания
композиций.
· Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием
различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи,
бросового и природного материала.
· Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные
способности младших школьников.
Воспитательные:
· Формирование художественного вкуса, способности видеть,
чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность,
целеустремленность.
· Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное
отношение друг к другу.
· Помогать детям в их желании сделать свои работы общественнозначимыми.
· Расширение коммуникативных способностей детей.
· Формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Умелые ручки»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— широкая мотивационная основа художественно-творческой
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
— устойчивый познавательный интерес к новым способам
исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин
успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;
Регулятивные результаты
Обучающийся научится:
— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты
Учащиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные результаты
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— использованию методов и приѐмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся
получат возможность
· развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
техническое мышление, конструкторские способности, сформировать
познавательные интересы;
· расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с историей происхождения материала, с его
современными видами и областями применения;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и
сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь
своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать
помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность
окружающих и свою собственную;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса,
школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровня развития;
· формировать систему универсальных учебных действий;
· формировать навыки работы с информацией.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
· научатся различным приемам работы с бумагой;
· будут знать основные геометрические понятия;
· научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий;
· создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
· будут создавать композиции из бумаги;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности, фантазию;
· познакомятся с разными видами работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
Содержание программы
1 год обучения
Вводная беседа « Соблюдение правил по технике безопасности». Беседа,
ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к
поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем
месте.
Вводная беседа Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории
происхождения ножниц. Беседа. Разнообразие видов бумаги.
Свойства бумаги .
Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств
бумаги и картона.
Секреты бумажного творчества
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в
комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объѐмных деталей
(оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной
работе.
Аппликация и моделирование
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных
кусочков бумаги. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка.
Моделирование из гофрированной бумаги.
Работа с бумагой и картоном. Симметричное вырезание. Игрушки из
картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе.
Коллективная работа.
2 год обучения
Вводное занятие.
Входная диагностика. История различных техник работы с бумагой. Базовые
формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда Знакомство с основными направлениями работы на
занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники
безопасности. Аппликация и моделирование Аппликация из цветной бумаги.
Конструирование объѐмных фигур из бумаги. Мозаика из бумаги
(торцевание). Коллективная работа Изготовление поздравительных открыток
по замыслу детей (основы квиллинга). Работа с бумагой и картоном
Игрушки — сувениры из бумаги и картона. Конструирование из бумаги
(основы оригами). Лепка из пластилина на картоне.
3 год обучения
Вводная беседа. Беседа по охране труда
Рассказ «Из истории бумаги». Соблюдение правил по технике безопасности
Чудесные превращения бумажного листа
Знакомство с разными видами техник работы с бумагой.
Работа с бумагой и картоном. Изучение свойств бумаги и картона.
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Мозаика по
желанию детей. Изготовление более сложных изделий на основе изученных
базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными
изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Изготовление поделок с помощью аппликации. Изготовление игрушексувениров
4 год обучения
Учащиеся знакомятся с основами композиции, цветоведения, видами и
жанрами изобразительного искусства, профессиями, предусматривающими
применение вышеуказанных знаний. Правила ТБ. Правила пользования
колющими и режущими предметами во время работы. Знакомство с
профессией художника – декоратора. Топиарий. Способы работы.
Материалы и инструменты.
Знакомство с техникой «Бисероплетение». Выразительные свойства
данной техники. Способы работы. Материалы и инструменты.
Место курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год отведено в 1-4
классах по 1 часу в неделю. Всего за год в 1 классе – 33 часа (33 учебные
недели), во 2 – 4 классах – 34 часа (34 учебные недели).
Класс
Фактическое
количество часов за
год
1
33 часа
2
33 часа
3
34 часа
4
35 часа
Выходные дни
1.05
Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
1 класс.
2025 – 2026 учебный год
№ урока Кол-во
в году часов
(четверти)
Тема
Дата
1четверть
1(1).
1
Аппликация из природных материалов на картоне.
3.09
2(2).
1
Аппликация из природных материалов на картоне.
10.09
3(3).
1
Аппликация из геометрических фигур.
17.09
4(4).
1
Аппликация из круглых салфеток.
24.09
5(5)
1
Динамическая открытка
01.09
6(6).
1
Динамическая открытка с аппликацией.
08.10
7 (7).
1
Выпуклая аппликация.
15.10
8(8).
1
Складывание из прямоугольника.
22.10
2 четверть
9(1).
1
Складывание из квадрата.
5.11
10(2)
1
Складывание из прямоугольника и квадрата.
12.11
11(3).
1
Аппликация из одинаковых деталей.
19.11
12(4).
1
Аппликация из одинаковых деталей.
26.11
13(5).
1
Оригами из кругов
03.12
14(6).
1
Аппликация из геометрических фигур.
10.12
15(7).
1
Новогодняя аппликация.
17.12
16(8)
1
Новогодняя аппликация.
24.12
3 четверть
17(1).
1
Складывание гармошкой.
14.01
18(2).
1
Гофрирование. Ёжики
21.01
19(3)
1
Гофрирование. Бабочка
28.01
20(4)
1
Аппликация из геометрических фигур «Транспорт». 4.02
21(5).
1
Аппликация из геометрических фигур «Городской
пейзаж»
11.02
22(6)
1
Аппликация из геометрических фигур «Бабочка».
25.02
23(7)
1
Динамическая открытка с аппликацией Собачки
4.03
24(8).
1
Композиция из выпуклых деталей оригами
11.03
25(9).
1
Аппликация из полос «Рыбка».
18.03
26(10).
1
Аппликация из полос «Рыбка».
25.03
4 четверть
27 (1).
1
Аппликация из полос «Букет».
8.04
28 (2)
1
Аппликация из одинаковых деталей «Георгин».
15.04
29 (3)
1
Складывание из квадрата динамических фигур
22.04
30 (4)
1
Аппликация из природных материалов: «Цветы».
29.04
31 (5)
1
Фисташковое дерево
06.05
32 (6)
1
Аппликация из различных природных материалов
«Бабочки».
13.05
33(7)
1
Итоговое занятие.
20.05
Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
2 класс.
2025 – 2026 учебный год
№ урока Кол-во
в году часов
(четверти)
Тема
Дата
1 четверть
1(1)
1
Вводное занятие. Правила по ТБ
5.09
2(2)
1
Экскурсия в парк.
12.09
3(3)
1
Икебана – искусство составления букетов.
19.09
4(4)
1
Аппликация из осенних листьев
26.09
5(5)
1
Пейзаж из кусочков рваной бумаги.
3.10
6(6)
1
Мозаика «Мой любимый сказочный герой»
10.10
7(7)
1
Мозаика с использованием крупы.
17.10
8(8)
1
Мозаика из пластилиновых шариков.
24.10
2 четверть
9(1)
1
История возникновения бумаги.
7.11
10(2)
1
Игрушка «Лиса».
14.11
11(3)
1
Игрушка – стаканчик «Зебра».
21.11
12(4)
1
Зайчик из ватных шариков.
28.11
13(5)
1
Снеговик из ватных дисков.
5.12
14(6)
1
Круговая композиция. «Такие разные снежинки»
12.12
15(7)
1
Птицы на ветке.
19.12
16(8)
1
Аппликация к Новому году.
26.12
3 четверть
17(1)
1
Какие бывают нитки? Что такое ниткография?
16.01
18(2)
1
«Солнышко».
23.01
19(3)
1
«Цыпленок».
30.01
20(4)
1
Аппликация из ниток.
06.02
21(5)
1
Аппликация из ниток.
13.02
22(6)
1
Игрушки из ниток.
20.02
23(7)
1
Симметричное вырезывание.
27.02
24(8)
1
Плоские игрушки из ткани.
06.03
25(9)
1
Плоские игрушки из ткани
13.03
26(10)
1
Плоские игрушки из ткани
20.03
27(11)
1
Плоские игрушки из ткани
27.03
4 четверть
28(1)
1
Из истории мозаики.
10.04
29(2)
1
Мозаика из карандашных стружек. «Животные».
17.04
30(3)
1
Мозаика из газетных комков. «Козлики на лугу».
24.04
31(4)
1
Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик»
08.05
32(5)
1
Объѐмная аппликация «Букет тюльпанов».
15.05
33(6)
1
Объемные композиции из природных материалов.
22.05
Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
3 класс.
2025 – 2026 учебный год
№ п/п
Кол-во Тема
часов
Дата
1 четверть
1(1)
1
Вводное занятие. Правила ТБ.
3.09
2(2)
1
Из истории бумаги.
10.09
3(3)
1
Оригами. Бабочки.
17.09
4(4)
1
Оригами «На лугу»
24.09
5(5)
1
Оригами «На пруду»
1.10
6(6)
1
Обрывная аппликация
8.10
7(7)
1
Аппликация из салфеток.
15.10
8(8)
1
Мозаика из комков бумаги.
22.10
2 четверть
9(1)
1
Объемная аппликация «Филин ».
05.11
10(2)
1
Объемная аппликация «Филин ».
12.11
11(3)
1
Панно из семян. «Подсолнух»
19.11
12(4)
1
Из истории ткани. Виды тканей.
26.11
13(5)
1
Аппликация из ткани.
3.12
14(6)
1
Цветы из бисера.
10.12
15(7)
1
Цветы из бисера.
17. 12
16(8)
1
Цветы из бисера.
24.12
3 четверть
17 (1)
1
Цветы из бисера.
14.01
18 (2)
1
Цветы из бисера.
21.01
19 (3)
1
Из истории ниток. Виды ниток.
28.01
20 (4)
1
Помпон из ниток.
04.02
21 (5)
1
Куклы из ниток.
11.02
22 (6)
1
Куклы из ниток.
18.02
23 (7)
1
Мозаика из ватных шариков.
25.02
24 (8)
1
День защитников Отечества. Поздравительная
открытка
04.03
25 (9)
1
Поздравляем женщин и девочек.
11.03
Мозаика. «Аквариум»
18.03
26 (10) 1
27(11)
1
Мозаика. «Аквариум»
25.03
4 четверть
28 (1)
1
Объемное конструирование из бумаги.
8.04
29 (2)
1
Объемное моделирование из бумаги.
15.04
«Инопланетяшки»
30 (3) 1
Композиция «Космос»
22.04
31 (4)
1
Игрушки из бумажных полосок.
29.04
32 (5)
1
Модели из молочных коробок.
6.05
33 (6)
1
Композиция из цветов (панно).
13.05
Подготовка основы изделия
34 (7)
1
Изготовление цветов и листьев. Составление
композиции из цветов. Оформление работы.
20.05
Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
4 класс.
2025 – 2026 учебный год
№
п/п
Кол-во Тема
часов
Дата
Техника «Аппликация»(4 часов).
1 четверть
1
1
Вводное занятие
«Техника Аппликация»
2.09
2
1
Изготовление «Панно» в технике аппликации.
09.09
3
1
Изготовление «Панно» в технике аппликации.
16.09
4
1
Изготовление «Панно» в технике аппликации.
23.09
Бисероплетение (12 часов).
5
1
Магия вещей. Украшения.
30.09
6
1
Украшения из бисера.
7.10
7
1
Цветы из бисера.
14.10
8
1
Цветы из бисера.
21.10
2 четверть
9
1
Цветы из бисера.
11.11
10
1
Роза из бисера.
18.11
11
1
Роза из бисера
25.11
12
1
Листья и чашелистики
02.12
13
1
Листья и чашелистики
09.12
14
1
Сборка розы
16.12
15
1
Брошь «крокодильчик».
23.12
16
1
Брошь «Бабочка».
30.12
3 четверть
Топиарий (11 часов).
17
1
Подготовка основы изделия (основа – шар).
13.01
18
1
Подбор материалов и инструментов.
20.01
19
1
Продумывание цветового решения композиции.
27.01
20
1
Изготовление цветов и листьев. Подбор
дополнительных элементов композиции.
3.02
21
1
Составление композиций из отдельных элементов.
10.02
22
1
Поэтапное заполнение основы изделия. Сборка
топиария.
17.02
23
1
Сборка топиария. Оформление работы.
24.02
24
1
Выбор новой композиции для топиария. Подбор
материала и инструментов.
3.03
25
1
Изготовление отдельных элементов композиции.
10.03
26
1
Поэтапное заполнение основы изделия.
17.03
27
1
Сборка топиария. Оформление работы.
24.03
4 четверть
28
Вводное занятие. Т Б
7.04
29
1
Мягкая игрушка из носков.
14.04
30
1
Работа с бросовым материалом. Подбор материала.
21.04
31
1
Раскрой. Изготовление деталей.
28.04
32
1
Изготовление мелких деталей.
5.05
33
1
Сборка.
12.05
34
1
Окончательная обработка.
19.05
35
1
Итоговое занятие.
26.05
Список литературы
Основная:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли //
Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная для учителя:
1.Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. –
М.: Эксмо, 2011.
2.Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
3.Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
4.Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие
материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
5.Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп,
2011.
6.Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. –
Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
7.Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги,
2009.
8.Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ
Классик, 2009.
9.Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги,
2008.
10.Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.
11.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста
[Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7.
12.Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост.
А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь:
Сервисшкола, 2002. – 312с.
13.Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.:
Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
14. Кискальт И. Соленое тесто и моделирование. –М.: Профиздат, 2004.
15.Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и прородных
материалов / Пер. с пол.- М.: Мой Мир ГмбХ Ко. Кг, 2006.
16.Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: ЗАО «Издательский
Дом МСП», 2005.
Ханакаева И. Соленое тесто. - М.:АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006.
17.Чаянова Г. Соленое тесто. - М.: Дрофа, 2005.
18.Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
19.Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги,
2009.
20. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
21. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Изда-тельство «Учебная литература», 2004.
22. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фѐдо-ров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Дополнительная для учащихся:
1.Диброва А. «Поделки из соленого теста». Клуб семейного досуга.
2011.http://www.litres.ru/alina-dibrova/podelki-iz-solenogo-testa/
2. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста»Владис.
2011г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/luchshie-podelki-iz-solenogo-testa-2/
3. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис.
2011г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/figurki-iz-solenogo-testa-delaem-sami/
4. CD диск «Мурзилка. Сделай
сам» http://www.nd.ru/catalog/products/murzilkamadeyourself/