Рабочая программа по внеурочной деятельности Умелые ручки 1-4 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ №16

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методический совет

Заместитель директора по
________________________ УВР
________________________
Протокол №1
Омельяненко Л.А.
от «28» августа 2025 г.
«27» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ № 16
________________________
Кузьмина Н.А.
Приказ № 171
от «29» августа 2025 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для обучающихся 1 – 4 классов

город Новошахтинск 2025 год

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе
следующих нормативных актов:




Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012
года № 273-ФЗ
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год
Учебного плана МБОУ СОШ № 16 на 2025 – 2026 учебный год.

Программа мастерской «Умелые ручки» реализует социальное направление
во внеурочной деятельности в 1- 4 классах в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования.
Цель программы – создание условий для творческого и
нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно –
практической деятельности через занятия трудовой и художественноприкладной деятельностью.
Данная программа позволяет решить ряд дидактических и
развивающих задач:
Развивающие:
· Развивать творческую активность личности ребенка и формировать
потребность учащихся к самоутверждению через труд.
· Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения.
· Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
· Развитие художественного вкуса, творческих способностей и
фантазии детей.
Обучающие:
· Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий.
· Обучение различным приемам работы с бумагой.
· Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира,
технологии, изобразительного искусства и других, для создания

композиций.
· Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием
различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи,
бросового и природного материала.
· Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные
способности младших школьников.
Воспитательные:
· Формирование художественного вкуса, способности видеть,
чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность,
целеустремленность.
· Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное
отношение друг к другу.
· Помогать детям в их желании сделать свои работы общественнозначимыми.
· Расширение коммуникативных способностей детей.
· Формирование культуры труда и совершенствование трудовых
навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
«Умелые ручки»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— широкая мотивационная основа художественно-творческой
деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
— устойчивый познавательный интерес к новым способам
исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин
успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции обучающегося на уровне понимания
необходимости творческой деятельности, как одного из средств
самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;
Регулятивные результаты
Обучающийся научится:
— принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
— учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
— адекватно воспринимать оценку учителя;
— различать способ и результат действия;
— вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета
сделанных ошибок;
— выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
— проявлять познавательную инициативу;
— преобразовывать практическую задачу в познавательную;
— самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные результаты
Учащиеся смогут:
— допускать существование различных точек зрения и различных
вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
— учитывать разные мнения, стремиться к координации при
выполнении коллективных работ;
— договариваться, приходить к общему решению;
— соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
— с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные результаты
Обучающийся научится:
— осуществлять поиск нужной информации для выполнения

художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве;
— использовать знаки, символы, модели, схемы для решения
познавательных и творческих задач и представления их результатов;
— анализировать объекты, выделять главное;
— осуществлять синтез (целое из частей);
— проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения об объекте;
— обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
— устанавливать аналогии;
— проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения,
делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
— использованию методов и приѐмов художественно-творческой
деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся
получат возможность
· развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию,
техническое мышление, конструкторские способности, сформировать
познавательные интересы;
· расширить знания и представления о традиционных и современных
материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с историей происхождения материала, с его
современными видами и областями применения;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки
различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и
сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов
или с новыми функциями уже известных инструментов;
· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь
своей семье;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать
помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность
окружающих и свою собственную;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса,
школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровня развития;
· формировать систему универсальных учебных действий;
· формировать навыки работы с информацией.
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучения по данной программе учащиеся:
· научатся различным приемам работы с бумагой;
· будут знать основные геометрические понятия;
· научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий;
· создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;
· будут создавать композиции из бумаги;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности, фантазию;
· познакомятся с разными видами работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
Содержание программы
1 год обучения
Вводная беседа « Соблюдение правил по технике безопасности». Беседа,
ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к
поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем
месте.
Вводная беседа Соблюдение правил по технике безопасности. Из истории
происхождения ножниц. Беседа. Разнообразие видов бумаги.
Свойства бумаги .
Виды бумаги и картона. Рассказ «Из истории бумаги». Изучение свойств
бумаги и картона.
Секреты бумажного творчества
Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Аппликации. Скатывание в
комок. Мозаика. Моделирование из полос. Мозаика из объѐмных деталей

(оригами), коллективная работа. Соединение различных техник в одной
работе.
Аппликация и моделирование
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных
кусочков бумаги. Коллективная работа. Моделирование из картона. Рамочка.
Моделирование из гофрированной бумаги.
Работа с бумагой и картоном. Симметричное вырезание. Игрушки из
картона с подвижными деталями. Простое торцевание на бумажной основе.
Коллективная работа.
2 год обучения
Вводное занятие.
Входная диагностика. История различных техник работы с бумагой. Базовые
формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда Знакомство с основными направлениями работы на
занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники
безопасности. Аппликация и моделирование Аппликация из цветной бумаги.
Конструирование объѐмных фигур из бумаги. Мозаика из бумаги
(торцевание). Коллективная работа Изготовление поздравительных открыток
по замыслу детей (основы квиллинга). Работа с бумагой и картоном
Игрушки — сувениры из бумаги и картона. Конструирование из бумаги
(основы оригами). Лепка из пластилина на картоне.
3 год обучения
Вводная беседа. Беседа по охране труда
Рассказ «Из истории бумаги». Соблюдение правил по технике безопасности
Чудесные превращения бумажного листа
Знакомство с разными видами техник работы с бумагой.
Работа с бумагой и картоном. Изучение свойств бумаги и картона.
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Мозаика по
желанию детей. Изготовление более сложных изделий на основе изученных
базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными
изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Изготовление поделок с помощью аппликации. Изготовление игрушексувениров
4 год обучения
Учащиеся знакомятся с основами композиции, цветоведения, видами и
жанрами изобразительного искусства, профессиями, предусматривающими

применение вышеуказанных знаний. Правила ТБ. Правила пользования
колющими и режущими предметами во время работы. Знакомство с
профессией художника – декоратора. Топиарий. Способы работы.
Материалы и инструменты.
Знакомство с техникой «Бисероплетение». Выразительные свойства
данной техники. Способы работы. Материалы и инструменты.
Место курса в учебном плане
В учебном плане МБОУ СОШ № 16 на 2025-2026 учебный год отведено в 1-4
классах по 1 часу в неделю. Всего за год в 1 классе – 33 часа (33 учебные
недели), во 2 – 4 классах – 34 часа (34 учебные недели).
Класс

Фактическое
количество часов за
год
1

33 часа

2

33 часа

3

34 часа

4

35 часа

Выходные дни

1.05

Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.

Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
1 класс.

2025 – 2026 учебный год
№ урока Кол-во
в году часов
(четверти)

Тема

Дата

1четверть
1(1).

1

Аппликация из природных материалов на картоне.

3.09

2(2).

1

Аппликация из природных материалов на картоне.

10.09

3(3).

1

Аппликация из геометрических фигур.

17.09

4(4).

1

Аппликация из круглых салфеток.

24.09

5(5)

1

Динамическая открытка

01.09

6(6).

1

Динамическая открытка с аппликацией.

08.10

7 (7).

1

Выпуклая аппликация.

15.10

8(8).

1

Складывание из прямоугольника.

22.10

2 четверть
9(1).

1

Складывание из квадрата.

5.11

10(2)

1

Складывание из прямоугольника и квадрата.

12.11

11(3).

1

Аппликация из одинаковых деталей.

19.11

12(4).

1

Аппликация из одинаковых деталей.

26.11

13(5).

1

Оригами из кругов

03.12

14(6).

1

Аппликация из геометрических фигур.

10.12

15(7).

1

Новогодняя аппликация.

17.12

16(8)

1

Новогодняя аппликация.

24.12

3 четверть
17(1).

1

Складывание гармошкой.

14.01

18(2).

1

Гофрирование. Ёжики

21.01

19(3)

1

Гофрирование. Бабочка

28.01

20(4)

1

Аппликация из геометрических фигур «Транспорт». 4.02

21(5).

1

Аппликация из геометрических фигур «Городской
пейзаж»

11.02

22(6)

1

Аппликация из геометрических фигур «Бабочка».

25.02

23(7)

1

Динамическая открытка с аппликацией Собачки

4.03

24(8).

1

Композиция из выпуклых деталей оригами

11.03

25(9).

1

Аппликация из полос «Рыбка».

18.03

26(10).

1

Аппликация из полос «Рыбка».

25.03

4 четверть
27 (1).

1

Аппликация из полос «Букет».

8.04

28 (2)

1

Аппликация из одинаковых деталей «Георгин».

15.04

29 (3)

1

Складывание из квадрата динамических фигур

22.04

30 (4)

1

Аппликация из природных материалов: «Цветы».

29.04

31 (5)

1

Фисташковое дерево

06.05

32 (6)

1

Аппликация из различных природных материалов
«Бабочки».

13.05

33(7)

1

Итоговое занятие.

20.05

Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
2 класс.

2025 – 2026 учебный год
№ урока Кол-во
в году часов
(четверти)

Тема

Дата

1 четверть
1(1)

1

Вводное занятие. Правила по ТБ

5.09

2(2)

1

Экскурсия в парк.

12.09

3(3)

1

Икебана – искусство составления букетов.

19.09

4(4)

1

Аппликация из осенних листьев

26.09

5(5)

1

Пейзаж из кусочков рваной бумаги.

3.10

6(6)

1

Мозаика «Мой любимый сказочный герой»

10.10

7(7)

1

Мозаика с использованием крупы.

17.10

8(8)

1

Мозаика из пластилиновых шариков.

24.10

2 четверть
9(1)

1

История возникновения бумаги.

7.11

10(2)

1

Игрушка «Лиса».

14.11

11(3)

1

Игрушка – стаканчик «Зебра».

21.11

12(4)

1

Зайчик из ватных шариков.

28.11

13(5)

1

Снеговик из ватных дисков.

5.12

14(6)

1

Круговая композиция. «Такие разные снежинки»

12.12

15(7)

1

Птицы на ветке.

19.12

16(8)

1

Аппликация к Новому году.

26.12

3 четверть
17(1)

1

Какие бывают нитки? Что такое ниткография?

16.01

18(2)

1

«Солнышко».

23.01

19(3)

1

«Цыпленок».

30.01

20(4)

1

Аппликация из ниток.

06.02

21(5)

1

Аппликация из ниток.

13.02

22(6)

1

Игрушки из ниток.

20.02

23(7)

1

Симметричное вырезывание.

27.02

24(8)

1

Плоские игрушки из ткани.

06.03

25(9)

1

Плоские игрушки из ткани

13.03

26(10)

1

Плоские игрушки из ткани

20.03

27(11)

1

Плоские игрушки из ткани

27.03

4 четверть
28(1)

1

Из истории мозаики.

10.04

29(2)

1

Мозаика из карандашных стружек. «Животные».

17.04

30(3)

1

Мозаика из газетных комков. «Козлики на лугу».

24.04

31(4)

1

Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик»

08.05

32(5)

1

Объѐмная аппликация «Букет тюльпанов».

15.05

33(6)

1

Объемные композиции из природных материалов.

22.05

Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
3 класс.

2025 – 2026 учебный год
№ п/п

Кол-во Тема
часов

Дата

1 четверть
1(1)

1

Вводное занятие. Правила ТБ.

3.09

2(2)

1

Из истории бумаги.

10.09

3(3)

1

Оригами. Бабочки.

17.09

4(4)

1

Оригами «На лугу»

24.09

5(5)

1

Оригами «На пруду»

1.10

6(6)

1

Обрывная аппликация

8.10

7(7)

1

Аппликация из салфеток.

15.10

8(8)

1

Мозаика из комков бумаги.

22.10

2 четверть
9(1)

1

Объемная аппликация «Филин ».

05.11

10(2)

1

Объемная аппликация «Филин ».

12.11

11(3)

1

Панно из семян. «Подсолнух»

19.11

12(4)

1

Из истории ткани. Виды тканей.

26.11

13(5)

1

Аппликация из ткани.

3.12

14(6)

1

Цветы из бисера.

10.12

15(7)

1

Цветы из бисера.

17. 12

16(8)

1

Цветы из бисера.

24.12

3 четверть
17 (1)

1

Цветы из бисера.

14.01

18 (2)

1

Цветы из бисера.

21.01

19 (3)

1

Из истории ниток. Виды ниток.

28.01

20 (4)

1

Помпон из ниток.

04.02

21 (5)

1

Куклы из ниток.

11.02

22 (6)

1

Куклы из ниток.

18.02

23 (7)

1

Мозаика из ватных шариков.

25.02

24 (8)

1

День защитников Отечества. Поздравительная
открытка

04.03

25 (9)

1

Поздравляем женщин и девочек.

11.03

Мозаика. «Аквариум»

18.03

26 (10) 1

27(11)

1

Мозаика. «Аквариум»

25.03

4 четверть
28 (1)

1

Объемное конструирование из бумаги.

8.04

29 (2)

1

Объемное моделирование из бумаги.

15.04

«Инопланетяшки»
30 (3) 1

Композиция «Космос»

22.04

31 (4)

1

Игрушки из бумажных полосок.

29.04

32 (5)

1

Модели из молочных коробок.

6.05

33 (6)

1

Композиция из цветов (панно).

13.05

Подготовка основы изделия
34 (7)

1

Изготовление цветов и листьев. Составление
композиции из цветов. Оформление работы.

20.05

Календарно-тематическое планирование мастерской
«Умелые ручки»
4 класс.

2025 – 2026 учебный год
№
п/п

Кол-во Тема
часов

Дата

Техника «Аппликация»(4 часов).
1 четверть
1

1

Вводное занятие
«Техника Аппликация»

2.09

2

1

Изготовление «Панно» в технике аппликации.

09.09

3

1

Изготовление «Панно» в технике аппликации.

16.09

4

1

Изготовление «Панно» в технике аппликации.

23.09

Бисероплетение (12 часов).

5

1

Магия вещей. Украшения.

30.09

6

1

Украшения из бисера.

7.10

7

1

Цветы из бисера.

14.10

8

1

Цветы из бисера.

21.10

2 четверть
9

1

Цветы из бисера.

11.11

10

1

Роза из бисера.

18.11

11

1

Роза из бисера

25.11

12

1

Листья и чашелистики

02.12

13

1

Листья и чашелистики

09.12

14

1

Сборка розы

16.12

15

1

Брошь «крокодильчик».

23.12

16

1

Брошь «Бабочка».

30.12

3 четверть
Топиарий (11 часов).
17

1

Подготовка основы изделия (основа – шар).

13.01

18

1

Подбор материалов и инструментов.

20.01

19

1

Продумывание цветового решения композиции.

27.01

20

1

Изготовление цветов и листьев. Подбор
дополнительных элементов композиции.

3.02

21

1

Составление композиций из отдельных элементов.

10.02

22

1

Поэтапное заполнение основы изделия. Сборка
топиария.

17.02

23

1

Сборка топиария. Оформление работы.

24.02

24

1

Выбор новой композиции для топиария. Подбор
материала и инструментов.

3.03

25

1

Изготовление отдельных элементов композиции.

10.03

26

1

Поэтапное заполнение основы изделия.

17.03

27

1

Сборка топиария. Оформление работы.

24.03

4 четверть

28

Вводное занятие. Т Б

7.04

29

1

Мягкая игрушка из носков.

14.04

30

1

Работа с бросовым материалом. Подбор материала.

21.04

31

1

Раскрой. Изготовление деталей.

28.04

32

1

Изготовление мелких деталей.

5.05

33

1

Сборка.

12.05

34

1

Окончательная обработка.

19.05

35

1

Итоговое занятие.

26.05

Список литературы
Основная:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли //
Система заданий: пособия для учителя // 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная для учителя:
1.Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев. –
М.: Эксмо, 2011.
2.Белякова О.В. Поделки из природного материала. – М.: АСТ, 2009.
3.Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
4.Назарова В.И. Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие
материалы. – М.: РИПОЛ Классик, 2011.
5.Панеева И.А. Поделки из природных материалов. – М.: Олма Медиа Групп,
2011.
6.Хоменко В.А. Аппликации, картины, панно из природного материала. –
Харьков: Клуб семейного досуга, 2010.
7.Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги,
2009.
8.Нестерова Д.В. Плетение лозой, ивой, берестой: самоучитель. – М.: РИПОЛ
Классик, 2009.
9.Капулетти М. Плетение из газет: пособие по рукоделию. – М.: Мир книги,
2008.
10.Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.
11.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста
[Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7.

12.Сборник авторских программ дополнительного образования детей / Сост.
А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь:
Сервисшкола, 2002. – 312с.
13.Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.:
Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
14. Кискальт И. Соленое тесто и моделирование. –М.: Профиздат, 2004.
15.Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и прородных
материалов / Пер. с пол.- М.: Мой Мир ГмбХ Ко. Кг, 2006.
16.Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: ЗАО «Издательский
Дом МСП», 2005.
Ханакаева И. Соленое тесто. - М.:АСТ ПРЕСС КНИГА, 2006.
17.Чаянова Г. Соленое тесто. - М.: Дрофа, 2005.
18.Зонова С.В. Декоративно-прикладное творчество. – М.: Арт-родник, 2010.
19.Хворостухина С.А. Оригинальные поделки для дома. – М.: Мир книги,
2009.
20. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Издательство
«Учебная литература», 2004.
21. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фѐдоров», Изда-тельство «Учебная литература», 2004.
22. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фѐдо-ров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Дополнительная для учащихся:
1.Диброва А. «Поделки из соленого теста». Клуб семейного досуга.
2011.http://www.litres.ru/alina-dibrova/podelki-iz-solenogo-testa/
2. Рубцова Е. «Лучшие поделки из соленого теста»Владис.
2011г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/luchshie-podelki-iz-solenogo-testa-2/
3. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Владис.
2011г. http://www.litres.ru/elena-rubcova/figurki-iz-solenogo-testa-delaem-sami/
4. CD диск «Мурзилка. Сделай
сам» http://www.nd.ru/catalog/products/murzilkamadeyourself/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».