Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-ты-он-она — вместе целая страна для учащихся 5 класса

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ №16

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методический совет

Заместитель директора
по УВР

Директор

Протокол №1
от «28» августа 2025 г.

Омельяненко Л.А.
«27» августа 2025 г.

МБОУ СОШ № 16
Кузьмина Н.А.
Приказ №171
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Я-ты-он-она — вместе целая страна»
для обучающихся 5 класса

город Новошахтинск 2025 год
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе следующих
нормативных документов:




Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012
года № 273-ФЗ
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ № 16
Учебного плана МБОУ СОШ № 16 ООО на 2025 – 2026 учебный год.

С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать
Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее — ФОП ООО),
структурным элементом которой является федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские
духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из стратегических
целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской Федерации от
09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации2.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, ФОП ООО реализуется посредством урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа
внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она —
вместе целая страна» (далее — Программа) с целью приобщения обучающихся 5 классов к
российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная
Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для
обучающихся начальных классов «Орлята России».
Цель Программы: приобщение обучающихся к российским традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его
возрастных и психологических особенностей.
Задачи Программы:
●
создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций;
●
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
●
приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
●
развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания,
ответственности, умения работать в коллективе;

●
обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при
переходе на следующий уровень образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках Программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих
личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы
воспитания в общеобразовательных организациях.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах,
свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, исто- рии, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к
истории и современному состоянию российских гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности исследователя;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное со- стояние
себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и при- родной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.

Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дис- куссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать
и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и ре- зультат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы
для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах
принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного

алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний
об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать
план ее изменения; учитывать контекст и пред- видеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность
на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; различать; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое
же право другого; принимать себя и других без осуждения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются
особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная
социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями,
нормами и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» направлено на развитие представлений ребенка о
школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности,
сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В
основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и
командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора» направлено на сохранение семейных ценностей и традиций,
актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие
актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» направлено на развитие умения ребенка делать
осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как
справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы
человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» способствует приобщению детей к миру научного знания,
формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких
ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» направлено на развитие патриотических чувств детей,
формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует
актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу.
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события.

Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются
практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к
транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные
ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из
занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы.
На итоговом занятии дети заполняют рефлексивные дневники, которые позволяют им
зафиксировать полученный в событии опыт. Таким образом, в конце учебного года у каждого
пятиклассника будет иметься собственная брошюра, иллюстрирующая его путь в Программе.
По окончании всех событий проводится итоговая игра, на которой дети демонстрируют
полученные в течение учебного года знания и умения, подводят коллективные и индивидуальные
итоги.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

2

Классные события
«Моя школа —
моивозможности»

«Моя семья — моя
опора»

Темы
занятий
Занятие 1.
«Какие мы?»
Занятия 2–3. «Маршруты нашей школы»
Занятие 4. «Школьные старты» (подготовка)
Занятие 5. «Школьные старты»
Занятия 6–7. «Мы — команда»
Занятие 8.
«История моей семьи»
Занятие 9.
«Семья — начало всех начал»
Занятие 10.
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
Занятия 11–12.
«Правила счастливой семьи»

Количеств
очасов
1
2
1
1
2
ИТОГО: 7
1
1
1
2
ИТОГО: 5

3

«Мой выбор —
моя
ответственность»

Занятие 13.
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
Занятие 14.
«Свобода и ответственность»
Занятие 15.
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
Занятие 16.
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
Занятие 17.
«Финансовая безопасность»
Занятие 18.
«Планируем бюджет»
Занятие 19.
«5 правил финансовой грамотности»

1
1
1
1
1
1
1

Занятия 20–21.
«Мы выбираем»

2
ИТОГО: 9

4

«Мои знания — моя
сила»

Занятия 22–23.
«Чудеса науки»
Занятие 24.
«Правильные привычки: здоровое питание»
Занятие 25.
«Правильные привычки: правила безопасности»
Занятия 26–27.
«В здоровом теле — здоровый дух»

2
1
1
2
ИТОГО: 6

5

«Моя страна —
мояистория»

Занятие 28.
«Аллея памяти»
Занятие 29.
«Живет герой на улице родной»
Занятие 30.
«Через года, через века помните…»
Занятия 31–32.
«Зарница»

1
1
1
2
ИТОГО: 5

«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»

Итоговое занятие

2
ИТОГО: 34 часа

Календарно-тематический план
№ урока Тема
в году
«Моя школа — моивозможности»

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

«Какие мы?»
«Маршруты нашей школы»
«Маршруты нашей школы»
«Школьные старты» (подготовка)
«Школьные старты»
«Мы — команда»
«Мы — команда»
«Моя семья — моя опора»
«История моей семьи»
«Семья — начало всех начал»
«Правила счастливой семьи» (подготовка)
«Правила счастливой семьи»
«Правила счастливой семьи»
«Мой выбор — мояответственность»
«Моя гражданская позиция: почему важно выбирать»
«Свобода и ответственность»
«Цифровая грамотность и безопасность в сети»
«Безопасное использование цифровых ресурсов»
«Финансовая безопасность»
«Планируем бюджет»
«5 правил финансовой грамотности»
«Мы выбираем»

Колво
часов
7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10
06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01
22.01
29.01
05.02

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Мы выбираем»
«Мои знания — моя сила»
«Чудеса науки»
«Чудеса науки»
«Правильные привычки: здоровое питание»
«Правильные привычки: правила безопасности»
«В здоровом теле — здоровый дух»
«В здоровом теле — здоровый дух»
«Моя страна — мояистория»
«Аллея памяти»
«Живет герой на улице родной»
«Через года, через века помните…»
«Зарница»
«Зарница»
Итоговое занятие
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»
«Я-ТЫ-ОН-ОНА — ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА»

1

12.02
6

1
1
1
1
1
1

19.02
26.02
05.03
12.03
19.03
02.04
5

1
1
1
1
1

09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
2

1
1

14.05
21.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».