МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации г.Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методический совет
заместитель директора
по УВР
Директор
МБОУ СОШ № 16
Протокол №1
Омельяненко Л.А.
от «28» августа 2025 г. «27» августа 2025 г.
Кузьмина Н.А.
Приказ № 171
от «29» августа 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Калейдоскоп профессий»
для обучающихся 1-4 классов
г.Новошахтинск 2025 г.
1 Пояснительная записка
Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда,
а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями,
происходящими в нашем обществе. Ученики 1-4 классов ещё далеки от
выбора профессии, но правильно проведённая с ними работа по
профессиональной ориентации должна стать основой, на которой в
дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения
школьников в старших классах. О множестве профессий школьники
практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий
начинается в начальной школе.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах
профессий;
-сравнивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и
задачам основной образовательной программы. Курс «Калейдоскоп
профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной
деятельности в 1-4 классах.
Актуальность программы изучения данного курса внеурочной деятельности
в целом ограничивается ценностью истины. Однако данный курс предлагает
как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где
содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием
предметных курсов Образовательной системы «Школа России»), так и
совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих
заниматься всесторонним формированием личности учащихся и, как
следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира
и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой
деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих
мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и
правилами поведения в обществе.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить
Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового
сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание определяется возрастными особенностями младших
школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением
определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой
кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои
способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность
учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок
становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы,
викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это
способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
1.
Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности,
быстроты реакции, готовности памяти).
2.
Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное
обсуждение):
•
что я знаю об этой профессии;
•
что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
•
какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг,
телепередач.
•
3.
Выполнение развивающих упражнений в соответствии с
рассматриваемой способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не
получилось и почему).
3. Описание места курса внеурочной деятельности
На реализацию курса «Калейдоскоп профессий» в 1 классе отводится 33
часа в год, 1 час в неделю), а во 2-4 классах отводится по 34 ч в год (1 час в
неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе;
-широкая мотивационная основа деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
задачи;
-ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя,
товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности;
-критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с
жизненными ситуациями.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
-принятие и сохранение учебной задачи;
-планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
-формирование умений ставить цель-создание творческой работы,
планировать достижения этой цели, создавать вспомогательные эскизы в
процессе работы;
-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
-освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
-оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с
изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла;
-поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;
-умение вносить необходимые коррективы в действия после его завершения
на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использование
предложений и оценки для создания нового
Познавательные универсальные учебные действия:
-поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной среде образовательного учреждения, в федеральных
хранилищах информационных образовательных ресурсов;
-осуществление записи выборочной информации об окружающем мире и о
себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использование средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
-моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель,
где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символистическая);
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
-синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтез;
-установление причинно-следственных связей, аналогий;
-построение логической цепи рассуждений, сообщений в устной и
письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при
выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
-выслушивание собеседника и ведение диалога;
-признание возможности существования различных точек зрения и право
каждого иметь свою;
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения
и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнёра;
-умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации; владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
5.Содержание курса
1 класс
№
Раздел
Кол-во
часов
1
Введение в мир
профессий
2
2
Кем хотели быть мои
родители, кем буду я?
3
Кто ведет нас по дороге
знаний?
4
Золотые руки мастера
8
3
4
5
Что такое искусство?
2
6
Знакомство с жизнью
замечательных людей
города
2
7
Знакомство с
достопримечательностями города
4
8
Мы - часть природы
3
9
Знакомство с растительным и животным
миром
2
10
Профессии наших
родителей
2
11
Все профессии нужны,
все профессии важны
1
Итого 33 ч.
Планируемые результаты,
опыт коллективнотворческой деятельности
•
участие в различных видах
игровой, изобразительной,
творческой деятельности
•
расширение кругозора о мире
профессий
•
заинтересованность в развитии
своих способностей
•
участие в обсуждении и
выражение своего отношения к
изучаемой профессии
•
возможность пробовать свои
силы в различных областях
взрослой деятельности
способность добывать новую
информацию из различных
источников
2 класс
№
Раздел
Кол-во
часов
1
Введение в мир
профессий
8
2
Женские
профессии
9
Кем быть?
1
3
4
Мужские
профессии
•
расширение кругозора о мире
профессий
•
заинтересованность в развитии своих
способностей
•
участие в обсуждении и выражение
своего отношения к изучаемой
профессии
•
возможность пробовать свои силы в
различных областях взрослой
деятельности
•
способность добывать новую
информацию из различных источников
8
5
Профессии
отважных
6
6
Профессии наших
родителей
1
7
Все профессии
нужны, все
профессии важны
1
Итого 34 часа
•
Планируемые результаты, опыт
коллективно-творческой
деятельности
участие в различных видах игровой,
изобразительной, творческой
деятельности
3 класс
№
Раздел
1
Введение в мир
профессий
Кол-во
Планируемые результаты, опыт
часов
коллективно-творческой деятельности
1
• участие в различных видах игровой,
изобразительной, творческой деятельности
2
Мой труд дома
1
•
расширение кругозора о мире профессий
3
Такие разные
профессии
7
•
заинтересованность в развитии своих
способностей
4
Профессии
отважных
10
•
участие в обсуждении и выражение своего
отношения к изучаемой профессии
5
Творческие
профессии
7
•
возможность пробовать свои силы в
различных областях взрослой
деятельности
6
«Быть нужным
людям»
4
•
способность добывать новую информацию
из различных источников
7
Праздник в городе
мастеров
1
8
Профессии наших
родителей
1
9
«Все профессии
нужны, все
профессии важны»
1
Итого 34 часа
4 класс
№
Раздел
Кол-во
часов
1
Введение в мир
профессий
2
2
Профессии людей
сферы обслуживания
3
Рынок труда
3
3
4
Наше питание
3
5
Достопримечательности
города
4
6
«Красная книга»
4
7
8
Что такое техника?
Что такое культура?
4
•
Планируемые результаты, опыт
Коллективно-творческой
деятельности
участие в различных видах игровой,
изобразительной, творческой
деятельности
•
расширение кругозора о мире
профессий
•
заинтересованность в развитии своих
способностей
•
участие в обсуждении и выражение
своего отношения к изучаемой
профессии
•
возможность пробовать свои силы в
различных областях взрослой
деятельности
2
•
9
10
«Народное ремесло»
Мы – часть природы
11 «Все профессии нужны,
все профессии важны»
Итого 34 ч
4
3
2
способность добывать новую
информацию из различных
источников
Календарно-тематическое планирование для учащихся 1 класса
№
Дата
1-2
4.09
11.09
3
18.09
4
25.09
5
2.10
6
9.10
7
16.10
8
23.10
9
13.11
10 20.11
11 27.11
12- 4.12
13 11.12
14- 18.12
15 25.12
16- 15.01
17 22.01
18 29.01
Тема
КолОсновное содержание
во
часов
Введение в мир профессий
Профессии моего
2
Разминка. Рассуждение, кем
города
трудятся жители нашего
города? Понятия: «труд»,
«профессия».
Кем хотели быть мои родители, кем буду я?
Кем хотела быть
1
Развивающие занятия: «Как
мама?
живёт моя семья».
Кем хотел быть папа?
1
Развивающие занятия: «Как
живёт моя семья».
Кем хочу быть я?
1
Развивающие занятия: «Как
живёт моя семья».
Кто ведет нас по дороге знаний?
Кто ведет нас по
1
Разминка. Знакомство с
дороге знаний?
профессиями «знаний».
Практика. Кто ведет
1
«Люди, которые нас
нас по дороге знаний?
окружают». Готовим
школьную стенгазету
Кто такой
1
Экскурсия в щкольную
библиотекарь?
библиотеку
Практика: кто такой
1
Сюжетно – ролевая игра.
библиотекарь?
Золотые руки мастера
«Что умеют мои
1
Профессия моей бабушки
бабушки»
(старинные профессии)
Профессии в моей
1
Кем трудятся мои родители
семье
Чему я хочу научиться
2
Чему я хочу научиться у
своей семьи
Что меня ждет?
2
Экскурсия на урок
технологии в старшие
классы
«Трудимся» в школе
2
Выставка рисунков «Своими
руками»
Что такое искусство?
Профессия музыкант
1
Развивающие занятия. Где я
могу научиться музыке?
Какие музыкальные
19
2021
2225
2627
2829
инструменты мне нравятся.
5.02 Профессия вокалист,
1
Развивающие занятия. Из
певец эстрады, солист.
чего получаются песни?
Знакомство с жизнью замечательных людей города
12.02
Актер кукольного
2
Наличие кукол – главное
26.02
театра
отличие от актеров других
сфер.
Знакомство с достопримечательностями города
5.03
Я – артист!
4
Пробуем себя в роли
12.03
артистов кукольного театра.
19.03
26.03
Мы часть природы.
9.04 Сельскохозяйственные
2
Развивающие занятия: кем
16.04
профессии.
трудятся в деревне?
Знакомство с растительным и животным миром
23.04 Сотрудник зоопарка
2
Сбор и структурирование
30.04
кто он?
информации
Профессии родителей
30- 7.05 Профессии родителей
2
Разминка. Мини-проект
31 14.05
«Профессия моей мамы»,
«профессия моего папы».
Все профессии нужны, все профессии важны
32 21.05 Все профессии нужны,
1
Разминка. Обобщение
все профессии важны
знаний о профессиях.
Тематическое планирование для учащихся 2 класса
№ Дата
Тема
КолОсновное содержание
во
часов
Введение в мир профессий
Путешествие в
1
Разминка. Рассуждение, кем трудятся
мир сельского
жители села? Понятия: «труд»,
хозяйства
«профессия».
1
4.09
2
11.09 У бабушки в
деревне
1
Разминка. Мини рассказ учащихся «у
бабушки в деревне».
3
18.09 Ловись рыбка
1
Разминка. Конкурс загадок на данную
тематику.
4
25.09 Труженики леса
1
Разминка. Рассказ учителя о
тружениках леса.
5
2.10
Хлеб-всему
голова
1
Разминка. Знакомство с профессией
пекаря.
6
9.10
Профессияовощевод
1
Разминка. Кто такой овощевод?
7
16.10 Знакомьтесь
агроном
1
Разминка. Знакомство с профессией
агроном.
8
23.10 Профессия
цветовод
1
Разминка. Знакомство с профессией
цветовод. Кроссворд на данную тему.
9
13.11 Все работы
хороши,
выбирай на вкус
1
Разминка. Чтение учителем
произведения Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?» Дискуссия: почему
бездельник не пахнет никак?
10 20.11 В магазине
11 27.11 В библиотеке
Женские профессии
1
Разминка. Заочное путешествие в
магазин. Сюжетно-ролевая игра
«Продавец», «В магазине».
1
Экскурсия в школьную библиотеку
1
Разминка. Заочное путешествие в
ателье
13 11.12 Расти здоровым
1
Разминка. «Посещение врача-это не
страшно!»
14 18.12 Практика «Я в
учителя пойду»
1
Разминка. Кто такой учитель?
Проблемная ситуация: Каким должен
быть учитель?
15 25.12 Кухонный
переполох
1
Разминка. Знакомство с профессией
повар. Интервьюирование школьного
повара.
12 4.12
Весёлая
портняжка
16 15.12 Практика:
1
рисунки
«Прически такие
Галерея рисунков на заданную тему
разные»
17 22.01 Профессии
наших мам
1
Кем быть?
1
Разминка. Чтение учителем отрывка
из произведения В. Маяковского
«Кем быть?» Галерея рисунков «Кем
я хочу стать?»
18 29.01 Кем быть?
19 5.02
Разминка. Мини-проект «Профессия
моей мамы».
Мужские профессии
1
Разминка. «Профессия моего папы».
Заводская
проходная
20 12.02 Строим дом
1
Разминка. Кто такой строитель?
Представление мини проектов на
заданную тему.
21 19.02 У кого мастерок, 1
у кого молоток
Разминка. Конкурс загадок на
заданную тему.
22 26.02 Практика:
веселый
мастерок
1
Представление мини – рассказов на
заданную тему.
1
Разминка. Рассказ учителя о
необычных профессиях.
24 12.03 Я б в спасатели
пошел – пусть
меня научат
1
Разминка. Рассказ учителя о
необычных профессиях.
25 19.03 Космическое
путешествие
1
Разминка. Рассказ учителя о
необычных профессиях.
23 5.03
Осторожно
огонь!
Профессии отважных.
26 26.03 Профессия
шахтер
27 9.04
Морское
путешествие
1
Разминка. Просмотр фильма.
1
Разминка. Просмотр фильма на
заданную тему.
28 16.04 Зачем человек
трудится?
1
Проблемная ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «Труд»,
«Профессия». Галерея рисунков о
профессиях
29 23.04 На арене цирка
1
Просмотр фильма на заданную тему.
Рассказ учителя о необычных
профессиях.
30 30.04 Куда уходят
поезда?
1
Разминка. Конкурс загадок на
заданную тему.
1
Разминка. Просмотр фильма на
заданную тему.
31 7.05
Высоко в
облаках
Профессии наших родителей
32 14.05 Профессии
1
Разминка. Конкурс рисунков
наших
«Профессии моих родителей».
родителей
Все профессии нужны, все профессии важны
33 21.05 Все профессии
2
Разминка. Обобщение знаний о
нужны, все
профессиях.
профессии
важны
Календарно-тематическое планирование для учащихся 3 класса
№
Дата
Тема
1
2.09
Такие разные
профессии
2
9.09
Мой труд дома
КолОсновное содержание
во
часов
1
Разминка. Чтение учителем
произведения Дж. Родари «Чем
пахнут ремесла?».
1
Разминка. Мини доклад на заданную
тему.
3
16.09 « Я б в рабочие
пошел»
1
Разминка. Дискуссия на тему
рабочих профессий.
4
23.09 Профессия
строитель
1
Представление мини – рассказов на
заданную тему.
5
30.09 Практика: Как
появляется дом
1
Просмотр фильма на заданную тему.
Рассказ учителя. Конструирование.
6
7.10
1
Разминка. Знакомство с профессией
официанта
7
14.10 Профессия –
официант.
Практика:
сервировка стола
1
Разминка. Игра в командах
«Дегустатор».
8
21.10 Профессия фитотерапевт
1
Разминка. Дискуссия о качествах
необходимых для данной профессии.
9
11.11 Профессия –
фитотерапевт.
Практика: такие
разные растения
1
Разминка. Рассказ учителя.
10
18.11 «Профессии
отважных»
1
Разминка. Рассказ учителя об
«отважных профессиях».
11
25.11 Профессия
пожарный
1
Разминка. Рассказ учителя об
«отважных» профессиях.
12
2.12
Профессия
1
пожарный.
Практика:
противопожарная
безопасность
Разминка. Рассказ учителя о
противопожарной безопасности.
13
9.12
Профессия полицейский
Разминка. Рассказ учителя об
«отважных» профессиях.
Профессия официант
1
14
15
16.12 Практика:
23.12 рисунок «Работа
полиции».
Приглашение
представителя
данной
профессии.
2
16- 30.12 Практика:
2
17 13.01 безопасное
поведение дома и
на улице.
Профессия –
спасатель.
Разминка. Рассказ учителя об
«отважных» профессиях.
Разминка. Мини рассказ учащихся о
безопасности.
18
20.01 Профессия –
спасатель.
1
Разминка. Рассказ учителя о
профессии «отважных» Просмотр
фильма.
19
27.01 Профессия –
военный.
1
Разминка. Рассказ учителя о
профессии «отважных».
20
3.02
Вся жизнь
творчество
(творческие
профессии).
1
Знакомство с творческими
профессиями. Викторина «Какие
предметы нужны художнику?»
Конкурс рисунков представителей
творческих профессий.
21
10.02 Профессия артист Практика:
Инсценировка
сказки, сценка
1
Разминка. Знакомство с данной
профессией. Сюжетно – ролевая игра
«Я артист».
22
17.02 Профессия дрессировщик
1
Разминка. Просмотр фильма на
заданную тему.
23
24
24.02 Профессия –
3.03 дрессировщик.
«Арена цирка».
2
Разминка. Беседа. Конкурс рисунков.
25
10.03 Практика: «Моё
домашнее
животное»
1
Знакомство со своим домашним
питомцем (заочно)
26
17.03 «Быть нужным
людям»
1
Разминка. Знакомство с
представителями данной профессии
(врач, учитель, повар, полиция).
27
24.03 Профессия стоматолог
1
Разминка. Сюжетно-ролевая игра «В
больнице».
28- 7.04 Профессия –
29 14.04 врач!
2
Разминка. Пресс – конференция со
школьной медсестрой.
21.04 Праздник в
городе мастеров
1
Представление мини – проектов:
рассказы учащихся о профессиях от
А до Я.
31- 28.04 Профессии моих
32 5.05 родителей
2
Разминка. «Лучший рисунок о
профессии моих родителей».
30
33 12.05 Итоговое занятие 2
-34 19.05
Обобщение знаний о профессиях.
Тематическое планирование для учащихся 4 класса
№ Дата
Тема
КолОсновное содержание
во
часов
Введение в мир профессий
1-2 3.09 Введение в мир 2
Разминка. Рассуждение, кем
10.09
профессий
трудятся жители города? Понятия:
«труд», «профессия».
3
17.09
Профессии людей сферы обслуживания
Кондуктор
1
Знакомство с профессией
кондуктор?
4
24.09
Почтальон
1
Понятие кто такой почтальон?
5
1.10
Почтальон
1
Как работают на почте?
6
8.10
Рынок труда
Что такое рынок 1
Развивающие занятия.
труда?
7
15.10
Рынок труда
1
«Промышленные предприятия
нашего города» просмотр фильма.
8
22.10
Рынок труда
1
«Промышленные предприятия
нашего города» беседа.
Наше питание
2
Развивающие занятия: профессия
«повар».
910
5.11
12.11
Повар
11
19.11
Кондитер
1
Кто и как? Работа на кондитерской
фабрике.
Архитектор
4
Просмотр фильма. Пробуем себя в
роли архитекторов.
12- 26.11
15 3.12
10.12
17.12
16- 24.12
19 14.01
21.01
28.01
20- 4.02
22 11.02
18.02
23
25.02
24- 4.03
25 11.03
26- 18.03
28 25.03
8.04
«Красная книга»
Агент по защите 4
Развивающие занятия :«Мой
животных
четвероногий друг», что значит
заботиться о братьях наших
меньших. Выставка рисунков.
Что такое техника?
Профессии
3
Развивающие занятия
«инженер»,
«технолог»,
«столяр»,
«плотник».
Профессии
«инженер»,
«технолог»,
«столяр»,
«плотник».
1
«Техника вокруг нас»
Что такое культура?
Профессии:
2
Развивающие занятия
археолог,
художник,
дизайнер.
«Народные
3
Просмотр уникальных и
ремесла».
неповторимых предметов с
использованием их ручных
приспособлений, навыков,
смекалки и внутреннего ощущения
красоты.
29
15.04
30- 22.04
31 29.04
32
6.05
«Народные
ремесла».
1
Мы - часть природы
Профессии:
2
Развивающие занятия
зоолог, биолог,
ветеринар.
Зоологи –
1
краеведы,
фитодизайнеры.
Мы – часть природы!
«Все профессии нужны, все профессии важны»
33- 13.05 «Все профессии 2
Обобщения знаний о профессиях.
34 20.05
нужны, все
профессии
важны»
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание,
1991.
Антонова М.В. «Путешествие в мир профессий» - М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2018
К.Тёрнер; пер. с нем. О.А.Литвиновой. «Профессии» - М.: РОСМЭН, 2017.
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного
образования. - М.:ИПИ РАО, 1998.
Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей
развития личности / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. –
1992. .
Благинина Е. Н. Тишина. – М.: «Просвещение», 2004.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.
Божович. –М., 1968.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание,
1991.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.:
Инноватор, 1997.
Дмитриев, Ю. Соседи по планете / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах : учеб,
пособие /А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
Загребина, Г.В. Давай устроим праздник / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? : учеб.
Пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-наДону:Феникс, 1997.Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта,
2003.
Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы
:учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО
“Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.:
Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК»,
1996.
Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт
практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.
Федин, С. Игры в пути : учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.
Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте
/сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993
Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия
«Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.
Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия, 2 класс : учеб,
пособие /Л. Н. Яровая, О.Е. Жиренко. - М: «Вако», 2004