МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
МБОУ СОШ №16
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
методический совет
заместитель директора
по УВР
Директор
Протокол №1
от «28» августа 2025 г.
Омельяненко Л.А.
«27» августа 2025 г.
МБОУ СОШ № 16
Кузьмина Н.А.
Приказ № 171
от «29» августа 2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Играем вместе»
для обучающихся 1-4 классов
г.Новошахтинск 2025 г.
Пояснительная записка
Программа «Подвижные игры» на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
При создании программы учитывались потребности современного
российского
общества
в
воспитании
здорового
поколения,
государственная политика с национальными целями увеличения
продолжительности жизни граждан России и научная теория
физической культуры, представляющая закономерности двигательной
деятельности человека. Здоровье закладывается в детстве, и
качественное образование в части физического воспитания, физической
культуры детей дошкольного и начального возраста определяет образ
жизни на многие годы.
Основными составляющими в классификации физических
упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического
воспитания являются гимнастика, игры, туризм, спорт.
По данной классификации физические упражнения делятся на
четыре группы: гимнастические упражнения, характеризующиеся
многообразием искусственно созданных движений и действий,
эффективность которых оценивается избирательностью воздействия на
строение и функции организма, а также правильностью, красотой и
координационной сложностью всех движений, игровые упражнения,
состоящие из естественных видов действий (бега, бросков и других),
которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с
изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности
влияния на организм в целом и по конечному результату действия,
туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег,
прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на
велосипеде, греблю в естественных природных условиях, эффективность
которых оценивается комплексным воздействием на организм и
результативностью преодоления расстояния и препятствий на
местности, спортивные упражнения объединяют ту группу действий,
исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с
Единой всесоюзной спортивной классификацией и является предметом
специализации для достижения максимальных спортивных результатов.
Основные предметные результаты по учебному предмету
«Подвижные игры» в соответствии с ФГОС НОО должны обеспечивать
умение использовать основные гимнастические упражнения для
формирования и укрепления здоровья, физического развития,
физического совершенствования, повышения физической и умственной
работоспособности.
Согласно своему назначению программа является ориентиром для
составления рабочих программ образовательных организаций: она даѐт
представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся по физической культуре, устанавливает
обязательное предметное содержание, предусматривает распределение
его по классам и структурирование по разделам и темам курса,
определяет
количественные
и
качественные
характеристики
содержания,
даѐт
распределение
тематических
разделов
и
рекомендуемую
последовательность их
изучения с
учѐтом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также
требований к результатам обучения физической культуре.
Предметом обучения на уровне начального общего образования
является двигательная деятельность человека с общеразвивающей
направленностью с использованием основных направлений физической
культуры в классификации физических упражнений по признаку
исторически сложившихся систем: гимнастика, игры, туризм, спорт – и
упражнений по преимущественной целевой направленности их
использования с учѐтом сенситивных периодов развития обучающихся
начального общего образования. В процессе овладения этой
деятельностью формируется костно-мышечная система, укрепляется
здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
необходимые двигательные действия, активно развиваются мышление,
творчество и самостоятельность.
Программа обеспечивает создание условий для высокого качества
преподавания на уровне начального общего образования, выполнение
требований, определѐнных статьей 41 Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
включая определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных
занятий, создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления
обучающихся,
способствует
решению
задач,
определѐнных в стратегии развития физической культуры и спорта в
Российской Федерации на период до 2030 г. и межотраслевой
программы развития школьного спорта до 2024 г., направлена на
достижение национальных целей развития Российской Федерации:
сохранение населения, здоровья и благополучия людей, создание
возможностей для самореализации и развития талантов.
В основе программы лежат представления об уникальности личности
каждого обучающегося, индивидуальных возможностях каждого
обучающегося и ученического сообщества в целом, профессиональных
качествах учителей и управленческих команд системы образования,
создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей обучающихся в рамках единого
образовательного пространства Российской Федерации.
Ценностные ориентиры содержания программы направлены на
воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России,
способных к активной самореализации в личной, общественной и
профессиональной деятельности. Обучение по программе позволяет
формировать у обучающихся установку на формирование, сохранение и
укрепление здоровья, освоить умения, навыки ведения здорового и
безопасного образа жизни.
Содержание программы направлено на эффективное развитие
физических качеств и способностей обучающихся, на воспитание
личностных качеств, включающих в себя готовность и способность к
саморазвитию, самооценке, рефлексии, анализу, формирует творческое
нестандартное мышление, инициативность, целеустремлѐнность,
воспитывает этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей, учит взаимодействовать с окружающими людьми и
работать в команде, проявлять лидерские качества.
Содержание программы строится на принципах личностноориентированной,
личностно-развивающей
педагогики,
которая
определяет повышение внимания к культуре физического развития,
ориентации физкультурно-спортивной деятельности на решение задач
развития культуры движения, физическое воспитание.
Важное значение в освоении программы уделено играм и игровым
заданиям
как
простейшей
форме
физкультурно-спортивной
деятельности. В программе по физической культуре используются
сюжетные
и
импровизационно-творческие
подвижные
игры,
рефлексивно-метафорические игры, игры на основе интеграции
интеллектуального и двигательного компонентов. Игры повышают
интерес к занятиям физической культурой, а также содействуют
духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Для ознакомления с
видами спорта в программе по физической культуре используются
спортивные эстафеты, спортивные упражнения и спортивные игровые
задания. Для ознакомления с туристическими спортивными
упражнениями в программе по физической культуре используются
туристические спортивные игры. Содержание программы по физической
культуре обеспечивает достаточный объѐм практико-ориентированных
знаний и умений.
Концепция
программы
основана
на
следующих
принципах: принципы
систематичности
и
последовательности, принципы непрерывности и цикличности, принцип
возрастного соответствия направлений физического воспитания,
принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации,
принцип осознанности и активности, принцип динамичности, принцип
вариативности.
Освоение
программы
предполагает
соблюдение
главных
педагогических правил: от известного к неизвестному, от лѐгкого к
трудному, от простого к сложному. Планирование учебного материала
рекомендуется в соответствии с постепенным освоением теоретических
знаний, практических умений и навыков в учебной и самостоятельной
физкультурной, оздоровительной деятельности.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, целью
которого
является
формирование
у
обучающихся
полного
представления о возможностях физической культуры. В содержании
программы по физической культуре учитывается взаимосвязь
изучаемых явлений и процессов, что позволит успешно достигнуть
планируемых результатов – предметных, метапредметных и
личностных.
Цели изучения учебного предмета «Подвижные игры» – укрепление
здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие
физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости,
формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в
двигательной деятельности.
Цели и задачи программы обеспечивают результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования
по учебному предмету «Физическая культура» в соответствии с ФГОС
НОО.
К направлению первостепенной значимости при реализации
образовательных функций физической культуры традиционно относят
формирование знаний основ физической культуры как науки области
знаний о человеке, прикладных умениях и навыках, основанных на
физических упражнениях для формирования и укрепления здоровья,
физического развития и физического совершенствования, повышения
физической и умственной работоспособности, и как одного из основных
компонентов общей культуры человека.
Используемые в образовательной деятельности технологии
программы позволяют решать преемственно комплекс основных задач
физической культуры на всех уровнях общего образования.
В содержании программы учтены основные направления развития
познавательной активности человека, включая знания о природе
(медико-биологические основы деятельности), знания о человеке
(психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе
(историко-социологические основы деятельности).
Задача физической культуры состоит в формировании системы
физкультурных знаний, жизненно важных прикладных умений и
навыков, основанных на физических упражнениях для укрепления
здоровья (физического, социального и психологического), освоении
упражнений основной гимнастики, плавания как жизненно важных
навыков
человека,
овладение
умениями
организовывать
здоровьесберегающую жизнедеятельность (например, распорядок дня,
утренняя гимнастика, гимнастические минутки, подвижные и
общеразвивающие игры), умении применять правила безопасности при
выполнении физических упражнений и различных форм двигательной
деятельности и, как результат, – физическое воспитание, формирование
здоровья и здорового образа жизни.
Наряду с этим программа обеспечивает:
единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации с целью реализации равных возможностей получения
качественного начального общего образования;
преемственность основных образовательных программ дошкольного,
начального общего и основного общего образования;
возможности формирования индивидуального подхода и различного
уровня сложности с учѐтом образовательных потребностей и
способностей обучающихся (включая одарѐнных детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья);
государственные гарантии качества начального общего образования,
личностного развития обучающихся;
овладение современными технологическими средствами в ходе
обучения и в повседневной жизни, освоение цифровых образовательных
сред для проверки и приобретения знаний, расширения возможностей
личного образовательного маршрута;
формирование у обучающихся знаний о месте физической культуры
и спорта в национальной стратегии развития России, их исторической
роли, вкладе спортсменов России в мировое спортивное наследие;
освоение обучающимися технологий командной работы на основе
личного вклада каждого в решение общих задач, осознания личной
ответственности,
объективной
оценки
своих
и
командных
возможностей.
Приоритет индивидуального подхода в обучении позволяет
обучающимся осваивать программу в соответствии с возможностями
каждого.
Универсальными компетенциями обучающихся на этапе начального
образования по программе являются:
умение организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства физической культуры для достижения цели
динамики
личного
физического
развития
и
физического
совершенствования;
умение активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей,
проявлять лидерские качества в соревновательной деятельности,
работоспособность в учебно-тренировочном процессе, взаимопомощь
при изучении и выполнении физических упражнений;
умение доносить информацию в доступной, яркой, эмоциональной
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми людьми, в том числе при передаче информации на заданную
тему, по общим сведениям теории физической культуры, методикам
выполнения
физических
упражнений,
правилам
проведения
общеразвивающих подвижных игр и игровых заданий;
умение работать над ошибками, в том числе при выполнении
физических упражнений, слышать замечания и рекомендации педагога,
концентрироваться при практическом выполнении заданий, ставить
перед собой задачи гармоничного физического развития.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физической
культуры – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 часа в неделю), во 2 классе
– 34 часа (1 часа в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 часа в неделю), в 4
классе – 34 часа (1 часа в неделю).
II.Содержание курса внеурочной деятельности
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности. Контроль и оценка результатов освоения
программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания
изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации
следующих форм деятельности: викторины, конкурсы, ролевые игры,
выполнение заданий соревновательного характера, оценка уровня
результатов деятельности (знание, представление, деятельность по
распространению ЗОЖ), результативность участия в конкурсных
программах и др.
«Играем вместе»
1 класс (33 часа)
Игры с бегом. (6ч)
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных
игр. Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками.
Игра «Фигуры». Игра «Волки, зайцы, лисы».
Комплекс ОРУ в движении «Мишка на прогулке». Игра «Медведи и
пчѐлы». Игра «У медведя во бору».
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Второй
лишний». Игра «Краски».
Упражнения с предметами. Игра «Отгадай, чей голос?». Игра «Гуси –
лебеди».
Комплекс ОРУ в движении. Игра ««Фигуры». Игра «Волки, зайцы,
лисы».
Комплекс ОРУ с предметами. Игра» «Третий лишний». Игра «Шишки,
жѐлуди, орехи».
Игры с мячом. (6 часов)
Теория. История возникновения игр с мячом.
Практические занятия:
Совершенствование координации движений. Перекаты мяча. Комплекс
ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч по полу».
Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание
мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и метатели».
Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.
Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей».
Броски и ловля мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «Подвижная цель».
Игра с прыжками. (4 часа)
Теория. Профилактика детского травматизма. Знакомство с правилами
дыхания во время прыжков. Последовательность обучения прыжкам.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра «Прыгающие воробышки».
Комплекс упражнений с длинной скакалкой «Верѐвочка». Игра
«Удочка». Игра «Лягушата и цапля».
Комплекс ОРУ с короткими скакалками «Солнышко». Игра «Зеркало».
Комплекс ОРУ со скакалкой «Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
Игры малой подвижности. (5 часов)
Теория. Правильная осанка и еѐ значение для здоровья и хорошей учѐбы.
Упражнения для формирования правильной осанки, укрепления мышечного
корсета.
Практические занятия:
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Красный,
зелѐный». Игра «Альпинисты».
Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра
«Поезд».
Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра
«Летает – не летает». Игра «Копна – тропинка – кочки».
Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.
Игра «Построение в шеренгу». Игра «Кто быстрее встанет в круг».
Зимние забавы. (3 часа)
Теория. Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь при
обморожении.
Практические занятия:
Игра «Скатывание шаров».
Игра «Гонки снежных комов».
Игра «Клуб ледяных инженеров».
Игра «Мяч из круга».
Игра «Гонка с шайбами».
Игра «Черепахи».
Эстафеты.
(4 часа)
Теория. Знакомство с правилами проведения эстафет. Профилактика детского
травматизма.
Практические занятия:
Беговая эстафеты.
Эстафета с предметами (мячами, обручами, скакалками)
Эстафеты на развитие статистического и динамического равновесия.
Народные игры. (5 часов)
Теория. Народные игры – основа игровой культуры. Роль и место игры в
жизни людей.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра «Калин – бан -ба»
Разучивание народных игр. Игра «Чижик»
Разучивание народных игр. Игра «Золотые ворота»
Разучивание народных игр. Игра "Чехарда".
2 класс (34 часа)
Игры с бегом (6 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении
игр с бегом. Техника бега с ускорением, техника равномерного бега
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Комплекс ОРУ с рифмованными строчками.
Игра «Совушка». Игра «Вороны и воробьи»
Комплекс ОРУ в движении. Игра «К своим флажкам». Игра «День и
ночь».
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Вызов
номеров»
Игра «Пустое место».
Упражнения с предметами. Ирга «Невод». Игра «Колесо»
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Два мороза». Игра «Воробьипопрыгунчики».
Игры с прыжками (4часа)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игр с прыжками.
Профилактика детского травматизма. Развитие координации движений в
прыжках со скакалкой
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Салки на одной ноге». Игра «Воробушки».
Комплекс упражнений с длинной скакалкой. Игра «Удочка». Игра «Кто
выше»
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Прыжки в приседе». Игра «Пингвины
с мячом».
Комплекс ОРУ с короткой скакалкой. Игра «Поймай лягушку». Игра
«Прыжки с поворотом»
Игры с мячом (6часов)
Теория. Правила безопасного поведения при играх с мячом.
Практические занятия:
Совершенствование координации движений. Игра «Передал – садись».
Игра «Свечи».
Развитие глазомера и чувства расстояния. Передача мяча. Метание
мяча
Игра «Охотники и утки». Игра «Сбей мяч»
Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса.
Игра «Рак пятится назад». Игра «Скорый поезд».
Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре.
Броски и ловля мяча. Игра «Кто самый меткий». Игра «Не упусти мяч».
Игры малой подвижности (4 часа)
Теория. Правила по технике безопасности при проведении игры малой
подвижности.
Практические занятия:
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». Игра «Змейка».
Игра «Карлики и великаны».
Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Кошка и мышка». Игра
«Ручеек».
Упражнения для исправления нарушений осанки и плоскостопия. Игра
«Стрекозы». Игра «Чемпионы скакалки».
Гимнастические построения, размыкания, фигурная маршировка.
Игра «Построение в шеренгу». Игра «На новое место». Игра «
Лабиринт». Игра «Что изменилось?»
Зимние забавы (4 часа)
Теория. Закаливание и его влияние на организм. Правила безопасного
поведения при катании на лыжах, санках. Инструктаж по технике
безопасности.
Практические занятия:
Игра «Лепим снежную бабу».
Игра «Лепим сказочных героев».
Игра «Санные поезда».
Игра «На одной лыже».
Игра «Езда на перекладных»
Эстафеты (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет
Способы деления на команды. Считалки
Практические занятия:
Веселые старты
Эстафеты «Бег по кочкам», «Бег сороконожек».
Эстафеты «Рак пятится назад», «Скорый поезд».
Эстафеты «Чемпионы скакалки», «Вьюны».
Эстафеты «Стрекозы», «На новое место».
Народные игры (5 часов)
Теория. История изучения и организации игр. Знаменитые собиратели и
организаторы игр. Игровая терминология.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра «Бегунок»
Разучивание народных игр. Игра «Верѐвочка»
Разучивание народных игр. Игра «Котел»
Разучивание народных игр. Игра "Дедушка - сапожник".
3 класс (34 часа)
Игры с бегом (5 часов)
Теория: Правила техники безопасности. Значение бега в жизни человека и
животных. Лучшие легкоатлеты страны, области, школы.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ для укрепления мышц ног. Игра «Змейка». Игра
«Челнок».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Пустое место». Игра «Филин и
пташки»
Комплекс ОУР в движении. Игра «Пятнашки с домом». Игра
«Прерванные пятнашки». Игра «Круговые пятнашки»
Комплекс ОРУ в колонне по одному в движении. Игра «Круговые
пятнашки». Игра «Ловушки в кругу». Игра «Много троих, хватит
двоих»
Игры с мячом (5 часов)
Теория. Правила техники безопасности при игре с мячом. Разучивание
считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мячик кверху». Игра «Свечи
ставить»
Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Перебрасывание мяча»
Игра «Зевака». Игра «Летучий мяч».
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Выбей мяч из круга». Игра
«Защищай город».
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Гонка мячей». Игра «Попади в цель».
Игра «Русская лапта»
Игры с прыжками (5 часов)
Теория. Правила техники безопасности при игре с прыжками.
Для чего человеку важно уметь прыгать.
Виды прыжков. Разучивание считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Воробушки и кот». Игра «Дедушка – рожок».
Комплекс ОРУ. Игра «Переселение лягушек». Игра «Лошадки».
Комплекс ОРУ. Игра «Петушиный бой». Игра «Борьба за прыжки».
Комплекс ОРУ. Игра «Солка на одной ноге». Игра «Кто первый?».
Игры малой подвижности (6 часов)
Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с играми на
внимательность.
Практические занятия
Игры на внимательность. Игра «Летит - не летит». Игра «Запрещенное
движение». Игра «Перемена мест».
Комплекс ОРУ для правильной осанки, разучивание считалок.
Игры «Колечко». Игра «Море волнуется». Игра «Кривой петух»
Комплекс ОРУ. Игра «Молчанка». Игра «Колечко».
Комплекс ОРУ. Игра «Краски». Игра «Перемена мест»
Зимние забавы (3 часа)
Теория. Правила техники безопасности зимой. Осторожно лед.
Загадки и пословицы о зиме. Беседа о закаливании.
Практические занятия:
Игра «Строим крепость».
Игра «Взятие снежного городка».
Игра «Лепим снеговика».
Игра «Меткой стрелок».
Эстафеты (6 часов)
Теория. Значение слова эстафета. Разбивание разными способами команд на
группы.
Практические занятия:
Эстафеты «Передал – садись», «Мяч среднему», «Парашютисты»,
«Скакалка под ногами», «Тачка».
Эстафета «Челночный бег», «По цепочке», «Вызов номеров»,
«Дорожки», «Шарик в ложке».
Эстафета «Ведерко с водой», «Кати большой мяч впереди себя»,
«Нитки наматывать», «Передача мяча в колонне», «Поезд».
Народные игры (4 часа)
Теория. Материальная и духовная игровая культура. Организация и
проведение игр на праздниках.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра "Горелки".
Разучивание народных игр. Игра «Гуси - лебеди»
Разучивание народных игр. Игра «Мотальщицы»
Разучивание народных игр. Игра "Мишени".
4 класс (34 часа)
Игры с бегом (5 часов)
Теория. Правила ТБ при проведении подвижных игр. Способы деления на
команды. Повторение считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ в движении. Игра «Бег командами». Игра «Мешочек».
Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Городок». Игра «Русская лапта
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Лиса в курятнике». Игра «Ловкие
ребята».
Комплекс ОРУ с предметами. Игра «Пятнашки в кругу». Игра «Караси
и щуки».
Игры с мячом (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения с мячом в местах проведения
подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Способы передачи мяча; переброска
мячей друг другу в шеренгах.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ с малыми мячами. Игра «Мяч в центре». Игра «Мяч
среднему».
Комплекс ОРУ с большими мячами. Игра «Мяч – соседу». Игра
«Охотники».
Комплекс ОРУ с набивными мячами. Игра «Отгадай, кто бросил»
Игра «Защищай ворота».
Комплекс ОРУ с мячами. Игра «Подвижная цель». Игра «Обгони мяч».
Игра «Мяч в центре».
Игры с прыжками (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных
игр.
Профилактика детского травматизма. Разучивание считалок.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ. Игра «Туда- обратно». Игра «Зайцы в огороде».
Комплекс ОРУ. Игра «Шишки, жѐлуди, орехи».Игра «белые медведи».
Комплекс ОРУ. Игра «Карусели». Игра «Тропка».
Комплекс ОРУ. Игра «Ловушка». Игра «Капканы».
Игра малой подвижности (6 часов)
Теория. Правила безопасного поведения в местах проведения подвижных
игр. Инструктаж по ТБ. Разучивание рифм для проведения игр.
Практические занятия:
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Кто дальше бросит?». Игра «Что
изменилось?». Игра «Найди предмет».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Слушай сигнал». Игра «Угадай, кто
это?». Игра «Точный телеграф».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Невидимки». Игра «Наблюдатели».
Игра «Кто точнее».
Комплекс ОРУ на месте. Игра «Ориентирование без карты». Игра
«Садовник».
Зимние забавы (3 часа)
Теория. Правила безопасного поведения
при катании на лыжах, санках.
Инструктаж по ТБ. Повторение попеременного двухшажного хода, поворота
в движении и торможение.
Практические занятия:
Игра «Снежком по мячу».
Игра «Пустое место».
Игра «Кто дальше» (на лыжах).
Игра «Быстрый лыжник».
Эстафеты (5 часов)
Теория. Правила безопасного поведения при проведении эстафет.
Инструктаж по ТБ.
Способы деления на команды. Повторение считалок.
Практические занятия:
Эстафеты «Ходьба по начерченной линии», с доставанием подвижного
мяча, «Кто первый?», эстафета парами.
Эстафета с лазанием и перелезанием, линейная с прыжками, с бегом
вокруг гимнастической скамейки, «веревочка под ногами».
Эстафета с предметами (скакалки, мячи, обручи)
Народные игры (5 часов)
Теория. Традиционные народные праздники. Календарные народные
праздники. Классификация народных игр.
Практические занятия:
Разучивание народных игр. Игра "Корову доить".
Разучивание народных игр. Игра "Малечина - колечина".
Разучивание народных игр. Игра "Коршун".
Разучивание народных игр. Игра "Бабки".
Материально – техническое обеспечение программы: мячи, скакалки,
обручи, гимнастические палки, кегли, ракетки, канат, гимнастические
скамейки, стенки, маты.
Методическое обеспечение программы: игры, эстафеты, весѐлые старты,
рассказ, беседа, считалки, загадки, стихи, кроссворды, экскурсии, пословицы,
поговорки, встречи со специалистами, народные приметы, ребусы.
Приѐмы и методы
При реализации программы используются различные методы обучения:
словесные: рассказ, объяснение нового материала;
наглядные: показ новых игр, демонстрация иллюстративного
материала;
практические: апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на
школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
III.Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание
его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной
деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство
в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней
нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к
преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий
совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические
ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и
оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути еѐ достижения;
распределение функций и ролей в совместной
деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнѐра и
внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями еѐ реализации;
учитывать установленные правила в планировании и
контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную
информацию по содержанию курса, используя дополнительную
литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнѐра, сотрудничество и
кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для
решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения
и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным
результатом
реализации
программы
внеурочной
деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства
двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил,
нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие
двигательная подготовленность как важный компонент
здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение
социальной
и
трудовой
активности;
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные
игры;
Взаимодействовать со сверстниками по правилам
проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Подвижные игры» обучающиеся должны
знать:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические
основы обучения двигательным действиям и воспитания физических
качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств
личности посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля за развитием
адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение
физической подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и
оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную
учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и
укрепления здоровья;
Должны уметь:
адекватно оценивать своѐ поведение в жизненных
ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации
выбора;
технически
правильно осуществлять
двигательные
действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности
и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных
физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим,
подбирать и планировать физические упражнения;
управлять
своими
эмоциями,
эффективно
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой
общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики
травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать
первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и
оборудованием.
IV. Тематическое планирование
1 класс
№
Наименование Тема занятия
раздела
П/П
1
Игры с бегом
2
6 часов
ТБ. Игра «Фигуры».
Дата
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1.09
Физкульт.Ура
Игра «Волки, зайцы, 8.09
лисы».
3
Комплекс ОРУ в
15.09
движении «Мишка
на прогулке». Игра
«У медведя во бору».
4
Игра «Второй
лишний».
22.09
5
Игра ««Фигуры».
29.09
6
Игра «Шишки,
жѐлуди, орехи».
6.10
7
Игры с мячом Игра «Мяч по полу». 13.10
8
6 часов
Перекаты мяча.
Комплекс ОРУ с
мячом «Мячик».
20.10
9
Игра «Метко в цель». 10.11
Игра «Бегуны и
метатели».
10
Игра «Передача мяча 17.11
в колоннах». Игра
«Гонка мячей».
11
Игра «Мяч соседу».
24.11
12
Игра «Подвижная
цель».
1.12
Игра «Прыгающие
8.12
13
Игры с
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Физкульт.Ура
прыжками
14
4 часа
воробышки».
Игра «Удочка». Игра 15.12
«Лягушата и цапля».
15
Игра «Зеркало».
22.12
16
Игра «Выше ножки
от земли».
29.12
17
Игры малой
подвижности
12.01
Игра «Альпинисты».
Игра «Красный,
зелѐный». Игра
«Поезд».
19.01
19
Игра «Копна –
тропинка – кочки».
26.01
20
Игра «Построение в
шеренгу».
2.02
21
Игра «Кто быстрее
встанет в круг».
9.02
Игра «Гонки
снежных комов».
2.03
18
22
23
5 часов
Зимние
забавы
3 часа
Игра «Гонка с
шайбами».
24
25
Игра «Мяч из круга». 9.03
Эстафеты
4 часа
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
16.03
Знакомство с
23.03
правилами
проведения эстафет.
26
Беговая эстафеты.
27
Эстафета с
13.04
предметами (мячами,
обручами,
скакалками)
28
Эстафеты на
развитие
статистического и
динамического
6.04
20.04
Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
равновесия
Игра "Чехарда".
27.04
Физкульт.Ура
Игра «Золотые
ворота»
4.05
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
31
Игра «Чижик»
18. 05
32
Игра «Золотые
ворота»
25.05
Русские
народные
игры
5 часов
29
30
2 класс
№
Наименование Тема занятия
раздела
П/П
Дата
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ТБ. Игра «Вороны и
воробьи»
5.09
Физкульт.Ура
Игра «Совушка».
12.09
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
3
Игра «День и ночь».
19.09
4
Игра «Вызов
номеров»
26.09
5
Игра «Два мороза».
3.10
6
Игра «Воробушки».
10.10
Игра «Салки на
одной ноге
17.10
Физкульт.Ура
Игра «Кто выше»
24.10
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
9
Игра «Пингвины с
мячом».
7.11
10
Игра «Поймай
лягушку».
14.11
11
Игры с мячом Игра «Свечи».
21.11
1 Игра с бегом
6 часов
2
7
8
Игры с
прыжками
4 часа
Физкульт.Ура
Игра «Передал –
садись».
28.11
13
Игра «Охотники и
утки».
5.12
14
Игра «Рак пятится
назад».
12.12
15
Игра «Кто самый
меткий».
19.12
16
Игра «Не упусти
мяч»
26.12
Игра «Карлики и
великаны».
16.01
Физкульт.Ура
Игра «Кошка и
мышка».
23.01
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
19
Игра «Чемпионы
скакалки».
30.01
20
Гимнастические
построения,
размыкания,
фигурная
маршировка.
6.02
12
6 часов
17
Игры малой
подвижности
18
4 часа
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Игра «Построение в
шеренгу». Игра «На
новое место». Игра
«Лабиринт». Игра
«Что изменилось?»
13.02
Физкульт.Ура
Игра «Лепим
снежную бабу».
20.02
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
23
Игра «Санные
поезда».
27.02
24
Игра «Езда на
перекладных»
6.03
Эстафеты «Бег
сороконожек».
13.03
21
22
25
Зимние
забавы
4 часа
Эстафеты
Игра «Лепим
сказочных героев».
Физкульт.Ура
Эстафеты «Бег по
кочкам»,
20.03
27
Эстафеты «Рак
пятится назад»,
«Скорый поезд».
27.03
28
Эстафеты «Чемпионы 10.04
скакалки», «Вьюны».
29
Эстафеты
«Стрекозы», «На
новое место».
17.04
Игра «Чехорда»
24.04
Физкульт.Ура
Игра «Бегунок»
8.05
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Игра «Верѐвочка»
15.05
Игра «Котел»
22.05
26
5 часов
30
31
32
Русские
народные
игры
5 часов
33
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
3 класс
№ Наименование Тема занятия
раздела
П/П
Дата
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ТБ. Игра «Челнок».
4.09
Физкульт.Ура
Игра «Змейка».
11.09
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
3
Игра «Филин и
пташки»
18.09
4
Игра «Круговые
пятнашки»
25.09
5
Игра «Много троих,
хватит двоих»
2.10
1
2
6
Игры с бегом
5 часов
Игры с мячом Игра «Свечи ставить» 9.10
Физкульт.Ура
7
5 часов
Игра «Мячик
кверху».
16.10
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
8
Игра «Летучий мяч». 23.10
9
Игра «Защищай
город».
6.11
10
Игра «Попади в
цель».
13.11
Игра «Дедушка –
рожок».
20.11
Физкульт.Ура
Игра «Воробушки и
кот».
27.11
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
13
Игра «Переселение
лягушек».
4.12
14
Игра «Борьба за
прыжки».
11.12
15
Игра «Кто первый?». 18.12
11
12
Игры с
прыжками
5 часов
Игра «Перемена
мест».
25.12
Физкульт.Ура
Игра «Запрещенное
движение».
15.01
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
18
Игра « Море
волнуется».
22.01
19
Игра «Колечко».
29.01
20
Игра «Краски».
5.02
21
Игра «Перемена
мест»
12.02
Игра «Строим
крепость».
19.02
Физкульт.Ура
Игра «Меткий
стрелок».
26.02
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
16
17
22
23
Игры малой
подвижности
6 часов
Зимние
забавы
3 часа
Игра «Лепим
снеговика».
24
25
Эстафеты
6 часов
5.03
Эстафеты «Передал – 12.03
садись»
Игра «Скакалка под
ногами».
19.03
27
Эстафета «Вызов
номеров».
26.03
28
Эстафета
«Челночный бег»,
«По цепочке».
9.04
29
Эстафета «Ведерко с 16.04
водой», «Нитки
наматывать».
30
Эстафета «Кати
23.04
большой мяч впереди
себя».
26
31
32
Народные
игры
4 часа
Физкульт.Ура
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
Игра «Гуси - лебеди» 30.04
Физкульт.Ура
Игра "Горелки".
https://www.fizkultura.ru/mobile_game
7.05
33
Игра «Мотальщицы» 14.05
34
Игра "Мишени".
21.05
4 класс
№
Наименован Тема занятия
П/П ие раздела
Кол-во Электронные
(цифровые)
часов образовательн
ые ресурсы
Физкульт.Ура
ТБ. Игра «Мешочек».
2.09
Игра «Бег командами»
9.09
3
Игра «Городок».
16.09
4
Игра «Ловкие ребята».
23.09
5
Игра «Пятнашки в
кругу».
30.09
Игра «Мяч среднему».
7.10
Физкульт.Ура
Игра «Мяч в центре».
14.10
8
Игра «Мяч – соседу».
21.10
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
9
Игра «Отгадай, кто
бросил.
11.11
10
Игра «Мяч в центре».
18.11
Игра «Зайцы в огороде».
25.11
Игра «Туда- обратно».
2.12
Игра «белые медведи».
9.12
1
2
6
7
11
12
13
Игры с
бегом
5 часов
Игры с
мячом
5 часов
Игры с
прыжками
5 часов
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
Физкульт.Ура
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
14
Игра «Карусели».
16.12
15
Игра «Ловушка».
23.12
16
Игра малой Игра «Что изменилось?». 30.12
подвижност
и
Игра «Кто дальше
13.01
бросит?».
6 часов
Игра «Точный телеграф». 20.01
17
18
19
Игра «Наблюдатели».
27.01
20
Игра «Ориентирование
без карты».
3.02
21
Игра «Пустое место».
10.02
22
23
Зимние
забавы
3 часа
25
26
Эстафета
5 часов
Физкульт.Ура
Игра «Кто дальше»
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
24.02
«Кто первый?», эстафета 10.03
парами.
Эстафеты «Ходьба по
17.03
начерченной линии», с
доставанием подвижного
мяча.
27
Эстафета с лазанием и
перелезанием,
28
Эстафета линейная с
7.04
прыжками, с бегом
вокруг гимнастической
скамейки, «веревочка под
ногами».
29
Эстафета с предметами
14.04
(скакалки, мячи, обручи)
30
Народные
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
Игра «Снежком по мячу». 17.02
Игра «Быстрый лыжник». 3.03
24
Физкульт.Ура
Игра «Салки с домом»
Физкульт.Ура
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
24.03
21.04
Физкульт.Ура
Игра "Салки".
28.04
Игра "Малечина колечина".
5.05
33
Игра "Коршун".
12.05
34
Игра "Бабки".
19.05
31
игры
32
5 часов
https://www.fizk
ultura.ru/mobile_g
ame
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.И.Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического
воспитания учащихся 1-11 классов-М: «Просвещение»,2019г.
«Физическая культура» № 3 – 2013г, научно-методический журнал.
Авторская программа «Третий оздоровительный урок физической
культуры в общеобразовательной школе».
В.Т. Кудрявцев, Б.Б.Егоров Развивающая педагогика оздоровления – М.,
2000г.
Д.З. Шибакова, «Наука быть здоровым» - Челябинск, Южно - Урал.
Книжн. Издательство.1997г. Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев, «Твоѐ здоровье»
Укрепление организма. – Санкт – Петербург 2006г.
А.П.Колтановский, «Тропы и дорожки здоровья» - М., Ф. и Спорт,1986г.
Устюжанина Л.В. «Опыт организации и проведения
уроков здоровья», КурганМ.Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры» Детский портал
«Солнышко»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Российский учебник: вебинары, методическая литература, учебники
https://rosuchebnik.ru/
Мультиурок – Сайт учителей Физической культуры,
подготовка к олимпиадам. https://multiurok.ru/allsites/fizkultura/
Коллекция цифровых образовательных ресурсов – статьи в
научных журналах о преподавании физической культуры:
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс». Предмет
«Физическая культура»: программы, презентации, тестовые
задания: http://www.openclass.ru/
Сайт учителей физической культуры: программы по видам спорта,
кроссворды, статьи, комплексы упражнений, правила
соревнований: http://fizkultura-na5.ru/
https://fk-i-s.ru/
Учительский портал - программы, презентации, тестовые
задания, контрольные вопросы, конспекты:
https://www.uchportal.ru/load/101
https://resh.edu.ru/subject/9/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Демонстрационный материал:
таблицы стандартов физического развития и физической
подготовленности;
плакаты методические;
портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической
культуры, спорта и олимпийского движения.
Технические средства:
экран (на штативе или навесной)
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
стенка гимнастическая;
бревно гимнастическое напольное;
скамейки гимнастические;
палки гимнастические;
скакалки гимнастические;
обручи гимнастические;
маты гимнастические;
перекладина навесная;
канат для лазанья;
комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);
мячи набивные (1 кг);
мячи малые (резиновые, теннисные);
мячи средние резиновые;
мячи большие (резиновые, футбольные, волейбольные,
баскетбольные);
кольца пластмассовые разного размера;
кегли
щиты с баскетбольными кольцами;
сетка волейбольная;
конусы